План работы с родителями
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
План работы с родителями в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami_2.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»
ГОДОВОЙ ПЛАН
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
7 ГОДА ЖИЗНИ
2018-2019 учебный год.
Направление и формы работы. | ||||||
Сентябрь | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Оформление стенда с фотографиями о летнем отдыхе. Описательные рассказы детей и родителей о летних днях. Информационный лист: “Уголок для родителей” (режим дня; сетка образовательной деятельности; возрастные характеристики детей, праздники в детском саду). «Как организовать спортивный уголок дома» Ответственные - физрук, воспитатели | Консультация на тему "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников" Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада. Ответственные: Медсестра, воспитатели группы Индивидуальные беседы по интересующим вопросам родителей «Мой ребенок» | Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!» Цель: Поделиться с помощью фотографий и описательных рассказов воспоминаниями о летних поездках, увиденных достопримечательностях. Развивать связную речь у детей, умение составлять короткий рассказ и желание семей общаться друг с другом. Выставка детского рисунка «Как я провел лето» Ответственные: Воспитатели группы, родители, дети | Чаепитие «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | Индивидуальная работа: Рекомендации родителям и детям по оформлению фоторепортажей, составлению рассказов и умению коротко поделиться самым интересным. Рекомендации: вспомнить вместе с детьми о смене времен года, повторить названия времен года и их очередность. Попробовать разучить с детьми стихотворения об осени. | |
2-я неделя | Оформление наглядности: «Сентябрь». Подбор материала к рубрике «Выучите вместе» (стихотворения об осени, потешки, песенки). Консультация «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Ответственные-учитель-дефектолог, воспитатели. | Консультация: "Психологическое здоровье ребенка" Цель: установление системы взаимоотношения «воспитатель-родитель-ребенок-сотрудничество» Ответственные: Педагог-психолог, воспитатели группы | Выставки детских работ «Золотая осень» (рисунки, поделки из природного материала) | Физкультурное развлечение-«Осенний марафон» | Анкетирование родителей. Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МАДОУ. Поручение: привлечь родителей к подготовке природного материала для художественного творчества детей. | |
3-я неделя | Родительское собрание «На пороге к школе» Цель: информировать родителей о задачах на год, характеристикой детей 6-7 лет. Познакомить с основными мероприятиями этого года, главными речевыми направлениями в работе. Активизировать желание родителей участвовать в делах группы, в решении годовых задач. Формировать у детей и родителей привычки к ЗОЖ. Ответственные: психолог, воспитатели группы | - Задачи воспитания и обучения в старшей группе. - Декларация о правах ребёнка (информационный листок). Памятка «По созданию благоприятной семейной атмосферы». Сообщение «Режим дня» Рекомендации психолога по проблемным вопросам Информационный лист: «Тематическая неделя - «Осень» | Индивидуальные беседы с родителями по вопросам собрания. Совет: «Важно знать, что лучший педагог для дошкольника - его родители». «Выбираем одежду по сезону» Консультация «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6-7 лет» Цель: привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. Памятка для родителей «Характеристика речи детей седьмого года жизни» | Традиционная ярмарка «Дары осени». Цель: совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи. Ответственный: родители, воспитатели, дети. | Поручение: привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов к сюжетно - ролевым играм (сшить одежду для кукол по сезону - осень, изготовление масок театрализованный уголок и др.) Индивидуальная работа: помощь при оформлении, украшении ярмарки. Разучивание с детьми стихотворений, пальчиковых игр об осени. | |
4-я неделя | Поздравительная открытка для всех работников детского сада от детей и родителей Информационный лист: «Тематическая неделя - «Овощи- фрукты» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ответственные: педагог-психолог, воспитатели группы, старший воспитатель, заведующий Консультация для родителей «Режим дня». Ответственные: педагог-психолог, воспитатели группы. | 27сентября, День воспитателя и всех дошкольных работников. | Индивидуальная работа: Договориться с родительским комитетом о помощи в оформлении с детьми стенгазеты – поздравления «В подарок воспитателю!» |
Направление и формы работы | ||||||
Октябрь | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | 4 октября - День защиты животных. Цель: привлечь детей и родителей к Всемирному дню защиты животных. Показать окружающим своё отношение к проблеме. Фотогазета «Осень идёт - «добро» нам несёт!» Высказывания выдающихся людей о природе. Загадки, поговорки, пословицы, стихи об осени, о животных. Информационный лист: «Тематическая неделя - «Хлеб» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. | Подборка книг, мультфильмов о животных. | 1 октября «В гости к бабушке» Праздник ко Дню пожилых людей Ответственные: Муз.руководитель Воспитатели группы Родительский комитет | Составление детьми с родителями рассказа из личного опыта на темы: «Мой любимый питомец», «Как я помогал(а) животным». | |
2-я неделя | Информационный лист: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» Цель: привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего мира. Информационный лист: «Тематическая неделя - «Грибы» | Консультация для родителей «Все о гриппе», «Советы больному гриппом» Ответственные: Медсестра, воспитатели группы Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей». Ответственные: педагог-психолог, воспитатели группы. | Выставка детского творчества (рисунки) на тему «Мое любимое животное» | Конкурс «Лучший чтец» | Анкетирование «Умеет ли Ваш ребенок общаться?»-учитель-логопед | |
3-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «Деревья» | Беседы на темы интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Консультация для родителей: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» | Праздник «Золотая осень» Ответственные: Муз.руководитель Воспитатели группы | Привлечь родителей к подготовке к празднику осени (изготовление костюмов и атрибутов) | ||
4-я неделя | Папка-передвижка"Безопасные шаги по пути безопасности на дороге". «Читаем детям»: подборка художественной литературы о ПДД. Информационный лист: «Тематическая неделя - «Домашние животные» | Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» «Помогите детям запомнить правила и безопасность дорожного движения» | Акция: создание плакатов о правилах дорожного движения. Цель: расширять знания детей о правилах и дорожных знаках для пешеходов, активизировать соответствующий словарь. (совместно с родителями) | Общение с ребенком дома: «Если ты потерялся в городе» «Машины на улицах нашего города» |
Направление и формы работы | ||||||
Ноябрь | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Информационный лист: « День матери» Информационный лист: «Тематическая неделя - «Домашние птицы» | Консультация для родителей: «Основы нравственных отношений в семье» Цель: расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников. Ответственные: воспитатели группы Памятка для родителей: «Детям о нашей Родине» Ответственные: воспитатели группы | . | Театрализованная постановка «Путешествие в страну народных сказок» Ответственные: Муз.руководитель Воспитатели группы, Старший воспитатель | Посещение музея, театра. Целевая прогулка по своей улице Составление рассказа о своей улице. | |
2-я неделя | Наглядная информация: статьи: «Кормушки и как их сделать!», «Домики от ветра!», и т. д. Информационный лист: «Тематическая неделя - «Перелетные птицы» | Беседы на темы интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Памятка для родителей: «Россия - многонациональная страна» | Акция"Птичья столовая". (изготовление кормушек вместе с детьми) Цель: привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. Ответственный: родители, воспитатели, дети. | Изготовление кормушек для птиц, изготовление лопаток для уборки снега Индивидуальная работа: помощь при выборе места для кормушек, установки их, выдача трудового инвентаря. Подкормка птиц на территории ДОУ и дома с последующими беседами с детьми, ведение календаря природы за прилётом птиц. Привлечь родителей к созданию альбома «Народы мира» | ||
3-я неделя | Оформление в группах праздничных газет, посвященных Дню Матери. Подборка стихотворений о маме для разучивания с детьми. Информационный лист: «Тематическая неделя - «Дикие животные» | Консультация для родителей:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери! (последнее воскресенье ноября). Цель: порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей. Ответственный: мужчины, дети, воспитатели. | “День именинника” в группе для детей, родившихся осенью. Ответственные: воспитатели, родительский комитет. | Индивидуальная работа: помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты. Призыв к участию всех мужчин группы! | |
4-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя «Животные жарких стран» | Праздник «День матери» в музыкальном зале Ответственные: воспитатели группы, музыкальный руководитель. |
Направление и формы работы | ||||||
Декабрь | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Подбор материала к рубрике «Выучите вместе» (стихотворения о зиме, потешки, песенки). Оформление папки-передвижки «Зимушка - зима» Оформление сказочного почтового ящика Деда Мороза. Информационный лист: тематическая неделя «Зима» | Консультация психолога ДОУ «Гиперактивный ребенок в детском саду и дома» Цель: обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам родителей «Мой ребенок» | Выставки детских работ «Зима» «Зимние забавы» (рисунки, аппликация) | 4 декабря День заказов подарков Деду Морозу | Рекомендации: вспомнить вместе с детьми о смене времен года, повторить названия времен года и их очередность. Попробовать разучить с детьми стихотворения о зиме. | |
2-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «Зимующие птицы» -
| Консультация: «Ребенок и телевизор - держите дистанцию!», «Осторожно, мультфильмы!», «Роль отечественной мультипликации в воспитании ребенка». Цель: формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Ответственные: воспитатели, родители, педагог-психолог. | Фотовыставка «Играют дети-играем вместе» (отдых всей семьей на природе зимой - зимние забавы) | 11 декабря Всемирный день детского телевидения и радиовещания Конкурс на изготовление лучшей новогодней игрушки «Новогоднее чудо», «Рукавичка». | Привлечь родителей к созданию альбомов «Зимние забавы», «Труд людей зимой», «Зимние виды спорта». Разучивание с детьми стихотворений, пальчиковых игр о зиме. | |
3-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «Профессии» - Подборка стихотворений, пословиц, загадок о профессиях. «Будем осторожны!» (безопасное поведение на дороге зимой) Рекомендации психолога по проблемным вопросам | Консультация «Безопасность ребенка» цель: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка. Памятка для родителей «Первая помощь при обморожениях» | Акция «Цветные льдинки» украшение елки на участке детского сада. | Поручение: рассказать детям о своей профессии, дать элементарные представления. Организовать экскурсию на место работы (по возможности) . | ||
4-я неделя | Поздравительная открытка для всех работников детского сада « С новым годом! от детей и родителей. | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ответственные: педагог-психолог, воспитатели группы, старший воспитатель, заведующий | Праздник «Новогодняя сказка» Ответственные: воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Чаепитие совместно с родителями. | Поручение: привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов к новогоднему празднику для детей. Индивидуальная работа: Договориться с родительским комитетом о помощи в оформлении группы к новогоднему празднику |
Направление и формы работы | ||||||
Январь | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Оформление папки-передвижки «Зимушка - зима» Папка: «Всё о вежливости!» (пословицы, стихи, загадки). Информационный лист: «Тематическая неделя - «Новогодние праздники» | Памятка для родителей «Воспитание самоуважения у детей старшего дошкольного возраста» Консультация: «Роль этикета в воспитании детей» | Фотовыставка в группе «Место встречи – наша горка!» (как дети совместно с родителями провели новогодние каникулы) | 11 января – Всемирный день «спасибо» Музыкальное развлечение «Коляда» Ответственные: воспитатели, родители, музыкальный руководитель. | ||
2-я неделя | Информационный лист:«Тематическая неделя -«Животные севера» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ответственные: педагог-психолог, воспитатели группы, старший воспитатель, заведующий | Создание альбома «Говорят дети» (высказывания детей о профессиях людей). | |||
3-я неделя | Информационный лист «Тематическая неделя -«Комнатные растения» | Памятка по формированию правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста. | Конкурс в группе «Комнатные растения у меня дома» | Анкетирование родителей: «Познавательные интересы» | ||
4-я неделя | Родительское собрание «Растить любознательных». цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; учить развивать познавательную активность. | Информационный лист:«Тематическая неделя - «Одежда» | Памятка «Как отвечать на детские вопросы» | Поручение: разучивание с детьми - потешек, частушек, пословиц, считалок, прибауток, закличек, скороговорок, загадок. |
Направление и формы работы | ||||||
февраль | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «Обувь» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Консультация «В каждой семье свои традиции» | Выставка детского творчества по теме: «Народное творчество» (рисунки, аппликация, лепка.) | Привлечь родителей к созданию альбомов по народному творчеству. | ||
2-я неделя | Информационный лист:«Тематическая неделя - «Посуда» Консультация «Создайте с ребенком домашний театр» воспитатели | Консультация музыкального руководителя: «Развитие музыкального слуха » «Музыка и дети» | Выставка детского творчества: рисунки | Поручение: посещение городского театра. | ||
3-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«Мебель» Уголок здоровья: «Мы растём» Оформление семейной газеты, посвященной Дню Защитника Отечества в группе | Консультации:«Папы, будьте вместе с нами» «Роль отца в семейном воспитании». | Интервью о папе с ребенком «Мой папа» Оформление фотовыставки, рисунков: “Наши замечательные папы”. Изготовление подарков для пап | 23 февраля День защитника Отечества Музыкально – физкультурное развлечение с родителями, посвященное Дню Защитника Отечества: “Папа и я – спортивная семья”. | Анкетирование отцов и дедушек, тема: «Каковы вы мужчины?». | |
4-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«День Защитника Отечества» Папка-передвижка «К нам Весна шагает…» | Консультация старшей медсестры: «Витаминный календарь. Весна» (Как предупредить весенний авитаминоз) | Фотовыставка «Мой любимец» (о кошках). | 1 марта Всемирный день кошек “День именинника” в группе для детей, родившихся зимой Ответственные: воспитатели, родительский комитет. | Познавательные беседы с ребенком о Сибири, «Коренные жители Сибири», рассматривание иллюстраций. Привлечь родителей к пополнению ПРС группы: мастерская по пошиву нарядов для кукол «Одежда народов Сибири». |
Направление и формы работы | ||||||
март | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«8 Марта!» «Мамин праздник» Оформление праздничной открытки «Мама милая моя» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. | Оформление фотовыставки: “Наши замечательные мамы”. Фотовыставка «Мы, нижневартовцы!» Изготовление подарков для мам и бабушек, девочек группы. | 8 марта Международный женский день Праздник «8 марта!» Ответственные: педагоги группы, музыкальный руководитель | Поручение для мужчин и мальчиков группы: изготовление поздравления (открытки) для женщин и девочек группы и детского сада. | |
2-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«Семья» | Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей» | Выставка детских работ «Весна идет, весне – дорогу» | 17 марта Масленица Утренник на участке «Масленица, Масленица, золотая Масленица!» | ||
3-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«Продукты питания» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам | Акция «Готовимся к озеленению участка» | Поручение: подготовка к летнему сезону «Озеленение участка» посадка семян цветов. | ||
4-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя «Транспорт» Едем, летим и плывем» (транспорт) Изготовление макетов «Гараж», «Аэропорт». | Консультация: «Влияние родительских установок на развитие детей». Консультация психолога: Темперамент – дар природы. | Поручение :пополнение ПРС в группе - обновление и пополнение атрибутов в сюжетно-ролевым играм детей. |
Направление и формы работы | ||||||
апрель | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «Весна» Подборка игр, опытов и экспериментов с водой в домашних условиях. | Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» | Выставка книг в группе «Моя любимая книга» | 1 апреля Международный день птиц 1 апреля День смеха 2 апреля Международный день детской книги Развлечение «День смеха, День шуток» | Поручение: совместно с ребенком создать мини-книжку. (составление сказки, рассказа и т.п с сопровождением иллюстраций) | |
2-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя -«День космонавтики» Папка-передвижка «Великие космонавты» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам | Выставка творческих работ «День космонавтики» | 12 апреля День авиации и космонавтики Тематическое мероприятие «День космонавтики» | Познавательные беседы с ребенком об истории покорения космоса и космонавтах; | |
3-я неделя | Консультация «Как укрепить кисти рук и пальцы ребенка» инструктор ФИЗО Информационный лист: «Тематическая неделя - «Насекомые» | Консультация «Дыхательная гимнастика в детском саду» | Фотовыставка «Мы маленькие звезды» | Праздник «Выпускной бал» | Помощь в оформлении детского сада к выпускному балу | |
4-я неделя | Консультация «Как выбрать школу для ребенка» психолог Информационный лист: «Тематическая неделя - «Школа» | Беседы на темы, интересующие родителей. Цель: помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам Консультация «Трудовая деятельность детей дошкольного возраста » | Фотовыставка «До свидания, детский сад!» | Анкетирование «Изучение комфортности пребывания детей в ДОУ» |
Направление и формы работы | ||||||
май | Информационно-просветительское | Продуктивно-практическое | ||||
Родительские собрания | Информация для стендов | Консультации Беседы | Тематические выставки Акции | Конкурсы Праздники и развлечения | Поручения Анкетирование Индивидуальная работа | |
1-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя - «День Победы» Папка – передвижка «День Победы!» | Памятка бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков | Изготовление поздравительных открыток ветеранам ВОВ | 9 мая День Победы Тематическое мероприятие посвященное Дню победы. Экскурсия к вечному огню. | ||
2-я неделя | Родительское собрание "О наших успехах и достижениях" -Видеопрезентация об итогах и достижениях в образовательной работе за учебный год. | Консультация «Отдых детей в летний период»- воспитатели Консультация «Делаем утреннюю зарядку дома»- инструктор ФИЗО Информационный лист: «Тематическая неделя - «Наш город» | Беседы на тему: «Нетрадиционное оборудование как средство повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности» | Фотовыставка «Я и мой город!» | ||
3-я неделя | Информационный лист: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» инструктор ФИЗО Информационный лист: «Тематическая неделя - «Цветы» | Консультация: «Ребенок на даче» воспитатели | Выставка работ художественно-продуктивной деятельности "Чему мы научились за год" | “День именинника” в группе для детей, родившихся весной Ответственные: воспитатели, родительский комитет. | Поручение: привлечь родителей к оформлению участка к летнему -оздоровительному периоду. (изготовление атрибутов, покраска построек) | |
4-я неделя | Информационный лист: «Тематическая неделя «Встречаем лето» Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | Беседа на тему: "Вот и лето пришло" (о плане на летний период). | Выставка фотоальбома «Стали на год мы взрослее» (окончание учебного года) Конкурс детского рисунка «Здравствуй, лето!» | Праздник на улице «Здравствуй, лето!» |
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН».
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
1. НАШИ ПРЕДКИ
2. ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН
3. ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН, ОРУДИЯ ТРУДА И ПРЕДМЕТЫ БЫТА
4. ЖИЛИЩА СЛАВЯН
5. ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН
6. ДУХИ, БОЖЕСТВА ПРИРОДЫ
7. НАЧАЛО РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
1. НАШИ ПРЕДКИ
В СЕРЕДИНЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ НА ПРОСТОРАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НАХОДИЛИСЬ ДРЕМУЧИЕ ЛЕСА, ТОПКИЕ БОЛОТА, ПОЛНОВОДНЫЕ РЕКИ И МЕЛКИЕ РЕЧУШКИ. НАСЕЛЯЛИ ЭТУ ТЕРРИТОРИЮ ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, ОТ КОТОРЫХ ПРОИЗОШЛИ РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ И БЕЛОРУСЫ. ЖИЛИ СЛАВЯНЕ ПЛЕМЕНАМИ. ПЛЕМЯ СОСТОЯЛО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ РОДОВ. РОД — ЭТО НЕСКОЛЬКО СЕМЕЙ, ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ. НАШИ ПРЕДКИ, ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, ЖИЛИ ПО БЕРЕГАМ РЕК ОКА, ВОЛГА, ДОН, ДНЕПР, ЗАПАДНАЯ ДВИНА.
НАЗВАНИЯ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН: ПОЛЯНЕ, ДРЕГОВИЧИ, СЛОВЕНЕ, ДРЕВЛЯНЕ, СЕВЕРЯНЕ, РОДИМИЧИ, ВОЛЫНЯНЕ, ВЯТИЧИ, УЛИЧИ, КРИВИЧИ И ДР.
2. ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН
СЛАВЯНЕ БЫЛИ СИЛЬНЫМИ, ВЫСОКОГО РОСТА, ВЫНОСЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ.
28
ОДЕЖДА СЛАВЯН-МУЖЧИН СОСТОЯЛА ИЗ ДЛИННОЙ РУБАХИ, СОТКАННОЙ ИЗ ЛЬНА И УКРАШЕННОЙ ВЫШИВКОЙ, ШТАНОВ, ПОЯСА И КОЖАНОЙ ОБУВИ. КОЖАНАЯ ОБУВЬ БЫЛА ВРОДЕ САПОГА НА МЯГКОЙ КОЖАНОЙ ПОДОШВЕ ИЛИ ПРОСТО КУСКА КОЖИ, ОБЕРНУТОГО ВОКРУГ НОГИ И УКРЕПЛЕННОГО ВЕРЕВКОЙ. РАЗУМЕЕТСЯ, ЛЕТОМ ОБХОДИЛИСЬ ВОВСЕ БЕЗ ОБУВИ. ОДЕЖДА ЖЕНЩИН ВКЛЮЧАЛА ДЛИННОЕ ПЛАТЬЕ ИЗ ЛЬНЯНОЙ МАТЕРИИ, ТАКЖЕ ИЗУКРАШЕННОЕ ВЫШИВКАМИ. УКРАШЕНИЯ ИЗ МЕТАЛЛОВ, СТЕКЛА, ЯНТАРЯ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ ОДЕВАЛИСЬ ТОЛЬКО В ТОРЖЕСТВЕННЫХ СЛУЧАЯХ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ И СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ.
3. ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН, ОРУДИЯ ТРУДА И ПРЕДМЕТЫ БЫТА
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ОХОТОЙ, РЫБОЛОВСТВОМ, БОРТНИЧЕСТВОМ ( СБОРОМ МЕДА ДИКИХ ПЧЕЛ), СКОТОВОДСТВОМ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ, ГОНЧАРНЫМ ДЕЛОМ, СОБИРАТЕЛЬСТВОМ.
МУЖЧИНЫ ОХОТИЛИСЬ НА МЕДВЕДЕЙ, КАБАНОВ, КОСУЛЬ. В ТЕ ВРЕМЕНА В ЛЕСАХ БЫЛО МНОГО ДИЧИ. КУЗНЕЦЫ КОВАЛИ ОРУЖИЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА.
ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА ГОТОВИЛА ПИЩУ, ТКАЛА, ПРЯЛА, ШИЛА, ЗАНИМАЛАСЬ ОГОРОДОМ. БЫЛИ И ИСКУСНЫЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ГОТОВИЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СНАДОБЬЯ ИЗ ТРАВ.
29
ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ СЛАВЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ СООБЩА. ЧТОБЫ РАСПАХАТЬ ЗЕМЛЮ, СЛАВЯНАМ ПРИХОДИЛОСЬ ВЫРУБАТЬ ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ СЖИГАЛИ И ЗОЛОЙ УДОБРЯЛИ ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЮ ПАХАЛИ СОХОЙ, РЫХЛИЛИ МОТЫГОЙ, ЗАТЕМ ЗАСЕВАЛИ. ЧЕЛОВЕК С СИТОМ ХОДИЛ И РАЗБРАСЫВАЛ ЗЕРНА ПО ВСПАХАННОМУ ПОЛЮ. ПРИ ВЕТРЕ НЕ СЕЯЛИ. ЧТОБЫ СЕМЕНА ЗАКРЫТЬ ЗЕМЛЕЙ, ПОЛЕ ОБРАБАТЫВАЛИ БОРОНОЙ – СУХОВАТКОЙ. УЧАСТОК ЗАСЕИВАЛИ 2-3 ГОДА, ПОКА ЗЕМЛЮ БЫЛА ПЛОДОРОДНОЙ И ДАВАЛА ХОРОШИХ УРОЖАЙ. ЗАТЕМ ПЕРЕХОДИЛИ НА НОВЫЕ УЧАСТКИ.
ВСЕ ЗНАНИЯ, НАВЫКИ И ОПЯТ ПЕРЕДАВАЛИСЬ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ — ОТ ОТЦА К СЫНУ, ОТ МАТЕРИ К ДОЧЕРИ.
4. ЖИЛИЩА СЛАВЯН
30
ВРЕМЯ БЫЛО БЕСПОКОЙНОЕ, ЖИТЕЛИ СОСЕДНИХ ПОСЁЛКОВ ЧАСТО ВОЕВАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, ПОЭТОМУ СЕЛИЛИСЬ СЛАВЯНЕ ОБЫЧНО В МЕСТАХ, ОКРУЖЕННЫХ КРУТЫМИ СКЛОНАМИ, ГЛУБОКИМИ ОВРАГАМИ ИЛИ ВОДОЙ. ОНИ ВОЗВОДИЛИ ВОКРУГ ПОСЕЛЕНИЙ ЗЕМЛЯНЫЕ ВАЛЫ, КОПАЛИ РВЫ, СТАВИЛИ ЧАСТОКОЛ. И ДОМА БЫЛО УДОБНО СТРОИТЬ НА ТАКОЙ ЗЕМЛЕ.
31
СТРОИЛИ СЛАВЯНЕ РУБЛЕННЫЕ ИЗБЫ ИЛИ СЕЛИЛИСЬ В ПОЛУЗЕМЛЯНКАХ, КОТОРЫЕ НА ПОЛОВИНУ УХОДИЛИ В ЗЕМЛЮ. В ЗАГОНАХ И ХЛЕВАХ ДЕРЖАЛИ ДОМАШНИЙ СКОТ.
ОБСТАНОВКА В ИЗБАХ БЫЛА САМАЯ ПРОСТАЯ: ДЕРЕВЯННЫЕ ЛАВКИ, СТОЛЫ, ПЕЧЬ ИЗ КАМНЕЙ ИЛИ ГЛИНЫ.. ТРУБ В ИЗБАХ НЕ БЫЛО. ТОПИЛИ ПО-ЧЕРНОМУ. ДЫМ ВЫХОДИЛ ЧЕРЕЗ НЕБОЛЬШИЕ ОКОШКИ И ДВЕРЦЫ.
ИЗ ПОСУДЫ БЫЛИ ГЛИНЯНЫЕ ГОРШКИ И СКОВОРОДЫ.
5. ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН
СЛАВЯНЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ УПРАВЛЯЮТ БОГИ:
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ БОГОВ БЫЛ ПЕРУН — БОГ ГРОМА И МОЛНИИ. ЭТО БЫЛ ГРОЗНЫЙ БОГ, ЕГО СЧИТАЛИ ЕЩЁ БОГОМ ВОЙНЫ. В ЧЕСТЬ НЕГО СТАВИЛИСЬ ДЕРЕВЯННЫЕ ИДОЛЫ, СДЕЛАННЫЕ ИЗ МОГУЧЕГО ДУБА. СТОЯЛИ ИДОЛЫ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ, А РЯДОМ С НИМИ БЫЛ КАМЕНЬ, НА КОТОРОМ ПРИНОСИЛИСЬ ЖЕРТВЫ ЭТОМУ БОГУ. И МЕСТО ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ ХРАМОМ ПЕРУНА.
ЯРИЛО — БОЖЕСТВО ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ ПРИРОДЫ, ПОКРОВИТЕЛЬ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. ЯРИЛО – ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С СОЛНЦЕМ
СВАРОГ – БОГ НЕБА
ДАЖДЬБОГ – СЫН СВАРОГА. БОГ ЖАТВЫ, ХРАНИТЕЛЬ КЛЮЧЕЙ ЗЕМЛИ.
ВЕЛЕС – БОГ-ПОКРОВИТЕЛЬ ЖИВОТНЫХ, ОСОБЕННО ДОМАШНИХ.
СТРИБОГ – БОГ ВЕТРА.
МАКОША — МАТЬ ХОРОШЕГО УРОЖАЯ, БОГИНЯ УРОЖАЯ, ПОДАТЕЛЬНИЦА БЛАГ.
32
ЧТОБЫ БОГИ БЫЛИ К ЛЮДЯМ ДОБРЕЕ, СЛАВЯНЕ УСТРАИВАЛИ В ИХ ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКИ. МНОГИЕ ИЗ НИХ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ:
ГЛАВНОМУ БОГУ – СОЛНЦУ – ПОСВЯЩАЛИ МАСЛЕНИЦУ.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК – ИВАНОВ ДЕНЬ, ИЛИ ИВАН КУПАЛА, ПРОХОДИЛИ В НОЧЬ С 23 НА 24 ИЮНЯ.
20 ИЮЛЯ, В ДЕНЬ ПЕРУНА, ПАРНИ И ДЕВУШКИ НЕ ВОДИЛИ ВЕСЕЛЫХ ХОРОВОДОВ, НЕ ПЕЛИ ПЕСЕН – ОНИ МОЛИЛИ О МИЛОСТИ ГРОЗНОЕ БОЖЕСТВО.
6. ДУХИ, БОЖЕСТВА ПРИРОДЫ
РОДНОЙ, ПРИВЫЧНЫЙ ИМ МИР СЛАВЯНЕ НАСЕЛЯЛИ САМЫМИ ФАНТАСТИЧЕСКИМИ СУЩЕСТВАМИ. ВЕРИЛИ, ЧТО ДОМ ОХРАНЯЕТ ДОМОВОЙ. , В РЕКАХ И ОЗЕРАХ ЖИВУТ ВОДЯНЫЕ И РУСАЛКИ, А В ЛЕСУ ВОДЯТСЯ ЛЕШИИ. БЫЛИ И ДРУГИЕ ДУХИ ПРИРОДЫ — ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ. К ДУШАМ СВОИХ ПРЕДКОВ СЛАВЯНЕ ОБРАЩАЛИСЬ ЗА ЗАЩИТОЙ ОТ ЗЛЫХ СИЛ., ЗА СОВЕТОМ, ПРОСИЛИ ИХ О ПОМОЩИ И ХОРОШЕМ УРОЖАЕ.
7. НАЧАЛО РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
СО ВРЕМЕНЕМ ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАЧАЛИ РАССЕЛЯТЬСЯ НА НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НОСИЛО МИРНЫЙ ХАРАКТЕР. СЛАВЯНЕ НЕ НАВЯЗЫВАЛИ СВОИХ ОБЫЧАЕВ СОСЕДЯМ — ФИНО-УГОРСКИМ ПЛЕМЕНАМ. ПРОТИВ ОБЩИХ ВРАГОВ ВЫСТУПАЛИ С НИМИ СОВМЕСТНО.
К 8 ВЕКУ ПЛЕМЕНА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ОБЪЕДИНИЛИСЬ В СОЮЗЫ ПЛЕМЕН. КАЖДЫЙ СОЮЗ ВОЗГЛАВЛЯЛ КНЯЗЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...