мастер класс "Музыкальные игры для дошкольников"
методическая разработка на тему

Борисова Татьяна Анатольевна

Мастер - класс можно провести с родителями воспитанников или с педагогами - воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_muz._igram.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка – могучее средство всестороннего развития ребёнка, формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает эстетический вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, одним словом, всесторонне влияет на его развитие.

Ввести ребёнка в волшебный мир музыки, развивая его музыкальные и творческие способности, призваны музыкальные руководители дошкольных учреждений. Но важно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни ( в нерегламентированной деятельности) создавать условия для музыкальных интересов, способностей детей. Для этого и существует масса интереснейших музыкальных игр, которые не трудно проводить и человеку, не имеющему специального музыкального образования. Именно с этими музыкальными играми я и хочу вас сегодня познакомить.

И начнём мы с игр, помогающих детям лучше понять музыку изнутри, познакомиться с её особенностями, строением, развивающих  музыкальность детей.

В музыке есть специальные термины, которые помогают её охарактеризовать. Это темп, динамика (сила звука), звуковысотность (высота звука), ритм, форма и тембр. Для начала игры на определение всех этих музыкальных характеристик.

1 игра для совсем маленьких детей. Она развивает сразу два понятия: форма и темп и знакомит с жанром колыбельной песни и марша.  Называется она «Кукла Катя». Кстати, вы можете применять эту игру и вовремя сюжетно – ролевой игры в семью или дом.

Песня: что за куколка у нас,

Крепко спит она сейчас.

Ваня (Лена) с ней играть начнёт,

Кукла встанет и пойдёт.

Во время звучания песенки, ребёнок укачивает куклу на руках, а затем поднимает её на ножки и «марширует» с ней на коленях.

2 игра на различение динамических оттенков (силы звука). Называется «Громко – тихо запоём».

 Для проведения этой игры нужна любая игрушка.

В игру могут участвовать несколько человек. Выбирается водящий, который выходит из комнаты (или закрывает глаза). Оставшиеся договариваются и прячут игрушку. Задача водящего – найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники игры или кто – то один. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.

3 игра помогает детям слышать высоту звука. И называется она «Подумай и отгадай».

Детям раздают карточки (или маски) на которых изображены медведь, зайчик, птичка. На фортепиано (или в записи) звучит музыка в нижнем, среднем или высоком регистре. Дети слушают музыку и поднимают соответствующую карточку (или выходят с соответствующими движениями животных в масках).

4 игра помогает ребятам развивать чувство ритма и называется «Научим кукол танцевать».

В игре могут принимать участие несколько человек. У взрослого в руках большая кукла, а у детей – маленькие. «Большая кукла учит танцевать маленьких» - говорит взрослый. Он отстукивает своей куклой по столу несложный ритмический рисунок, а участники игры повторяют этот рисунок своими куколками.

5 игра поможет детям определить двухчастную форму музыкального произведения, а также формирует умение выполнять ритмические движения – ходьбу на носочках и дробный шаг. Она называется «Мама спит».

Ведущий (мама) сидит на стульчике и «спит»

Взрослый поёт песню, дети ходят на носочках (руки на поясе)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Далее дети начинают медленно подходить к «маме», топая ножками.

Взрослый поёт: тук-тук-тук-тук-

Тук-тук-тук,

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки бегут,

Прямо к мамочке ведут.

После песни «мама» просыпается и догоняет детей.

6 игра научит детей определять окраску звука (тембр). Это игра «Узнай по голосу».

Ведущий встаёт в центр круга с завязанными глазами. Дети выполняют танцевальные движения вокруг ведущего, затем присаживаются на корточки и вытягивают вверх руки. Ведущий подходит и наощупь выбирает кого – либо из круга. Человек. Которого выбрали пропевает имя ведущего, а ведущий угадывает по голосу того, кто его позвал.

Можно также определять и тембр знакомых музыкальных инструментов. Для этого необходимо спрятать их за ширму и играть простую мелодию или ритмический рисунок. Отгадавший муз. инструмент получает право играть на нём в шумовом оркестре.

Ну и, конечно, огромной популярностью пользуются у детей игры с пением. В этих играх у детей не только появляется игровая задача, но и возможность развивать свои певческие данные.

Примером таких игр могут служить игры «Козлёнок»

Козлик выбирается считалочкой: «козлик, козлик, выходи и немного поводи».

Дети двигаются  по кругу, взявшись за руки. В середине противоходом двигается козлик.

Выходи, козлёнок мой,           (идут по кругу, козлёнок в обратную сторону)

Пободаемся с тобой

«Ме –ме –ме» -звучит в ответ (козлик показывает рожки,

А у вас и рожек нет                   дети идут сначала в круг, затем из круга)

Выходи козлёнок мой        (движения 1 куплета)

Поиграем мы с тобой.

«Ме – ме – ме играть люблю –   (Козлик поёт и догоняет детей после песенки)

Вот возьму и догоню»

Очень много музыкальных игр не только развивают музыкальные способности, но и выполняют какие – либо «дополнительные функции».

Так, например, фольклорная игра «Пеку хлебик»  помогает расслабить мышцы игроков массажем.

Играющие делятся на пары и встают друг за другом.  Стоящий впереди – тесто, сзади – пекарь. Пекарь поёт песню и «месит» тесто (делает массаж плечевой зоны) . «Тесто» сначала стоит пригнувшись и постепенно поднимается под руками пекаря.

Песня: пеку, пеку хлебик деткам на обедик.

Большему – больший, меньшему – меньший.    

Щур да в печь!

После песни «тесто» пытается убежать, а пекарь его поймать. Далее играющие меняются местами.

 

Есть множество музыкальных игр, позволяющих развивать моторику пальцев.  Это так называемые «пальчиковые игры».  

«Похлопаем в ладошки»

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко (хлопки в ладоши)

Похлопаем в ладошки очень хорошо.

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут («фонарики»)

И пальчики попляшут у маленьких ребят.

Тук-тук молотком мы построим птичками дом (стучат кулачком по кулачку)

Тук –тук молотком, поселяйтесь птички в нём.

Бум-бум,тарарам, заиграл барабан (стучат указательными пальчиками)

Бум –бум барабан, просыпайтесь по утрам.

Ду-ду-ду ду-ду-ду вот какая дудка (играют руками на дудке)

Поехали потихонечку, поехали потихонечку (медленно хлопают ладошками по коленям)

И быстренько, и быстренько, и быстренько, и быстренько (быстро хлопают в ладоши по коленям)

Приехали (руки разводят в стороны)

Н а прогулках я рекомендую использовать фольклорные игры – догонялки.

«Неумоя»

Есть также категория двигательных игр, направленных на развитие коллективного музыкального творчества детей.

«Игра со стульчиками»

Игроки стоят возле стульчиков, поставленных в круг и выполняют танцевальные движения по кругу, на 2 часть музыки все садятся на стульчики. Выбирается особенный стульчик. Игрок, очутившийся на нём становится ведущим. Он показывает танцевальные движения, игроки за ним повторяют. Затем игра повторяется.

«Водоросли»

Играющие делают под музыку движения, изображающие движения водорослей. Роль «ведущей водоросли» передаётся вместе с газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. В задачу игры входит – движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закруглённым линиям – интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко.

Также необходимы детям тактильные ощущения и умение расслабляться, доверяться партнёру. В это помогут игры – двигательные диалоги.

«Тряпичная кукла»

Взрослый и ребёнок (или 2 ребёнка) образуют пару, оди в паре изображает тряпичную куклу –мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй – играет с куклой: придумывает для неё танцевальные движения под музыку, управляет её головой, туловищем, руками и т.д.

«Водитель машины»

Один из играющих встаёт впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сомкнутыми руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли «ведёт» водитель, то есть полностью довериться партнёру. «Водитель» же должен вести свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская аварий.

«Бабочка и ветерок»

Один из играющих –«бабочка», другой – «ветерок». Ветерок протягивает бабочке руки ладошками вверх, Бабочка слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизационный танец рук, в котором ветерок управляет крылышками бабочек, затем ветерок ведёт свою бабочку. Пары двигаются в свободном направлении, стараясь не сталкиваться с другими. Во время движения ветерки могут поменяться бабочками, но только по молчаливой договорённости.

Ну  и в конце нашей беседы хочется пожелать вам успехов в этом нелёгком деле –игре, ведь она помогают не только развиваться нашим детям, но и сближает их с нами, взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов-дошкольников «Интеллектуальная игра в клубе «Что? Где? Когда?» «Былинные богатыри-защитники Отечества»

Цель:  Познакомить педагогов с нетрадиционными формами работы с детьми по патриотическому воспитанию на примере исторического прошлого русского народа.          ...

Мастер- класса «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»

Обобщение опыта по теме: "Игры, направленные на активности и самостоятельности у дошкольников". Обмен опытом по использованию игр, данной направленности в практике....

Мастер-класс «Оздоровительные игры для дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое в свою очере...

МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ: « ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ:« ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

"Играем со звуками" мастер-класс для родителей дошкольников

Данный мастер-класс  нацелен на ознакомление родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки....

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...