Консультация для родителей на тему "Роль сказки в развитии речи детей"
методическая разработка на тему
Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания, являются сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Роль сказки в развитии речи детей»
(консультация для родителей)
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.
Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания, являются сказки. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Роль сказок в воспитании правильной устной речи велика. Они расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Важным, по мнению Л.Б Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Сказку можно сделать средством развития и творческих способностей путем пробуждения воображения и фантазии детей.
Например, метод «Сказка продолжается» полезен и интересен тем, что можно, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло, развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Можно поразмыслить с детьми: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, - может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка.
Метод «Сказки, но по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
Метод «Сказки с новым концом» помогает придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:
Традиционная: «Три медведя». Маша убежала от медведей.
Возможные: Маша помирилась с медведями…
Метод «Из сказки убежали все глаголы или существительные» Несколько примеров: Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка «Рукавичка»): Шел, бежала, бежит, залезла жить, скачет, спрашивает. Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка»): Дед, лесом, собачка, дед.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Таким образом, сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: изд. центр «Академия», 1999 – 158с.
2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М: Фолио, 2000 – 464с.
3. Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок». – М: 2010г.
4. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы», Детство – ПРЕСС – 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-1049745-1534405854.png)
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-612257-1427391320.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Роль сказки в развитии речи детей»
Консультация для родителейТема: «Роль сказки в развитии речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1308222-1611511809.jpg)
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка». Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству".
Из этих материалов вы узнаете какова роль театрализованной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312744-1612711243.jpg)
Консультация для родителей "Волшебные свойства сказки, которые развивают речь детей"
Консультация для родителей "Волшебные свойства сказки, которые развивают речь детей"...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-1370937-1639146157.jpg)
Консультация для родителей «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи»
Представляю вашему вниманию консультацию для родителей по теме: «Полезные мобильные приложения для развития речи детей с нарушениями речи». В консультации указываются полезные образов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457409-1402916582.jpg)
Консультация для родителей «Роль народной сказки для развития речи дошкольников»
Раскрывается большая роль народной сказки на развитие связной, логической речи, формирование эмоциональной, образной, красивой речи дошкольников....