Консультация "Адаптация ребёнка в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему
Любые изменения в жизни требуют привыкания, адаптации к этим изменениям, новым условиям. Поступление ребёнка в детский сад – не исключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_adaptatsiya_detey_dvuh_let_v_detskom_sadu.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Адаптация детей двух лет в детском саду»
Цель консультации
- сформировать у родителей представления о том, что продолжительность и степень адаптации напрямую зависят от готовности ребенка к посещению детского сада;
- помочь родителям правильно организовать первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении;
- побудить их выбирать только целесообразные с точки зрения педагогики методы воздействия на ребенка.
С чего начинается детский сад? Как это ни странно, но садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми ребятами. Поэтому родителям необходимо готовить и ребенка и себя к этому нелегкому испытанию.
- Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Родители в нерешительности, никак не могут уйти и чего-то ждут. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада была далеко не радостным. В конце концов, детский сад - это необходимая "школа" жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
- Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Все это готовит к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
- Девять часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды - неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Адаптация в жизни ребенка
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда ему необходимо социализироваться. Это неизбежный этап в жизни.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Сроки адаптации.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
Причины, затрудняющие адаптацию:
Во-первых, надо помнить, что ребенок 2-3 лет может не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети могут испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?
- формируйте положительное отношение к дошкольному учреждению и педагогам;
- вызовите у ребенка уверенность, что он уже большой и это прекрасно, что он пошел в сад;
- не стоит сразу оставлять его в детском саду на целый день, прислушивайтесь к рекомендациям специалистов;
- создайте дома комфортную, спокойную атмосферу;
- уменьшите нагрузку на нервную систему, сократив время просмотра телевизора и временно прекратив посещение развлекательных мероприятий;
- расскажите воспитателю обо всех индивидуальных особенностях ребенка;
- относитесь терпеливо к капризам, ведь они возникают из-за большой нагрузки на нервную систему;
- после первых 4-5 дней посещения рекомендуется сделать небольшой перерыв;
- придумайте собственный ритуал прощания (воздушный поцелуй, поцелуй на ладошке, поглаживание по спинке и т. д.);
- не идите сразу из сада домой — погуляйте на площадке или в парке, дайте ребенку возможность подвигаться активно;
- в выходные дни придерживайтесь режима дошкольного учреждения.
Для полной адаптации малыша 1,5-2 лет к новым условиям необходимо не менее 2-3 месяцев. И на протяжении всего этого времени следует позаботиться о том, чтобы кроха не очень остро чувствовал разрыв между предыдущей и нынешней жизнью. Можно первое время водить его в сад в знакомой одежде и давать с собой самую любимую игрушку. Если ребенок скучает по маме, можно прикрепить ее фотографию к дверце шкафчика или положить в него ее шарфик.
Забирая малыша из детского сада, расспрашивайте его о занятиях, внимательно слушайте все рассказы и радуйтесь поделкам, которые он сделал в течение дня.
Не переживайте, если ребенок кажется измученным и нервным — ему требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к новому распорядку.
Поддерживайте доброжелательные отношения с педагогами и родителями других детей. Искренне интересуйтесь, с кем дружит ваш малыш, с кем любит играть, поощряйте эту первую дружбу.
Начав посещать детский сад, ребенок на определенное время остается без физического контакта с мамой. Деткам очень важно, чтобы их по-прежнему обнимали, брали на руки, укладывали на сон. Поэтому дома нужно как можно больше времени уделять ребенку: поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать из садика.
Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: "Почему дети так часто болеют?" Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит "тренировка" иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют "третьим состоянием" между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Все зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду - закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть ребенок больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это "полезное дело", когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде.
Памятка для родителей «Адаптация в детском саду.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он подрос и идет к деткам в садик.
- Сразу не оставляйте его в детском саду на целый день, как можно раньше забирайте домой.
- В семье старайтесь создать спокойный и бесконфликтный климат.
- Щадите его ослабленную нервную систему. Сократите просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше старайтесь сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- В группе старайтесь не кутать ребенка, а одевать так, как необходимо в соответствии с температурой помещения.
- Создавайте в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывайте его за шалости и капризы.
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.
Относитесь к малышу доброжелательно и терпеливо. Это поможет ему легче пережить адаптацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Готовим ребенка к детскому саду....
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....
Родительское собрание в средней группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»
И. брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...
Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»
На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...