Улыбка малыша в период адаптации
консультация (младшая группа) на тему

Попова Татьяна Владимировна

Я хочу обратить внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Потому что, считаю о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Улыбка малыша в период адаптации»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализации которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие.

Я хочу обратить внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Потому что, считаю о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптация) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. В нашем кожууне 13 дошкольных учреждений и каждый год поступает десятки новых детей, которые адаптируется по разному: В научных исследованиях различают такие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Следующим ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи».

В направлениях «Играем и строим» я использовала игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины».

В организацию адаптационного периода мною включались элементы и театрализованной деятельности: например,

- показ настольного театра «Теремок»,

- инсценирование потешки «Курочка Ряба»

- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Устроим кукле комнату», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Я разработала и использовала в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий во время адаптационного периода, чтобы организм ребенка привыкал к новым условиям детского сада:

I. Закаливание воздухом:

-утренний прием на свежем воздухе;

-воздушные ванны с упражнениями;

-воздушные ванны;

-солнечные ванны;

- прогулка в группе в холодную погоду;

- постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима

II. Закаливание водой

- умывание в течение дня прохладной водой

- постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной кипяченной воды;

- ходьба по корригирующим и массажным коврикам;

III. Дополнительные закаливающие процедуры:

- сохранение домашних привычек;

- элементы самомассажа;

- пальчиковая гимнастика;

- хождение босиком;

Сон без майки.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, организовать проведению диагностику физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовать следующие методы:

- изучение карт здоровья детей – это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

- анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

- наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.

Все наблюдения за ребенком оформлять в листах адаптации, которые по окончании подшивать в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

Советы родителям, чьи дети посещают

детский сад впервые.

• Не рекомендуется отправлять ребенка в детский сад только для того, чтобы он приобретал там необходимые навыки, которые не удалось привить вам. Не отдавайте его лишь потому, что не смогли научить умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно одеваться и раздеваться. Лучше, если вы будете считать детский сад своего рода клубом, который ваш ребенок посещает, чтобы играть там и развлекаться в обществе сверстников. Если он научится всему этому, значит, сделается контактным, общительным и потом без труда войдет в детский коллектив, а это само по себе уже немаловажно. Кроме того, в детском саду обнаружатся и разовьются многие его природные способности.

• Никогда не отдавайте малыша в детский сад только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший ребенок и без того почувствует, что в доме появился непрошеный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного.

• Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Первое, что нужно сделать (примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, – поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку также, что вы очень гордитесь им, ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. И, наконец, не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

• С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов в сутки. В первый день побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Если у вас хорошие отношения с ребенком, он уже через два-три дня привыкнет ненадолго оставаться без вас; если же нет, дайте ему еще некоторое время освоиться со своим новым положением. Разумеется, все это гораздо сложнее проделать с трехлетним ребенком, чем с четырехлетним.

• Когда вы подбираете детский сад, главное не в его внешнем виде, удобствах или красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравиться ли им там. Может, за ними слишком строго надзирают, и они вынуждены без конца подчиняться суровым приказам и требованиям? Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребенка.

• Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Не расспрашивайте его без конца о том, что он там делал. На этот вопрос он неизменно ответит вам: «Ничего» или «Мы играли». Если вы все-таки хотите во что бы ни стало допытаться, как же он проводит время в садике, задавайте ему точные, конкретные вопросы. Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада вам близка и понятна, и захочет, чтобы вы тоже приняли в ней участие. Кроме того, разрыв между детским садом и домом вы можете сделать менее ощутимым, если будете иной раз приглашать в гости его товарищей. А, подметив, что больше всего нравится делать вашему ребенку в детском саду, постарайтесь и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.

• Конечно, хорошо приучать ребенка к пунктуальности во времени, не опаздывать в детский сад, только не стоит в этом усердствовать

• Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и рассудительны. Дело даже не в том, что выбор этот имеет серьезное значение. Важно другое: плохо, если придется слишком часто менять садик. И в самом деле, лучше, если ребенок посещает все время один и тот же детский сад. Один раз поменять его не страшно, но три или четыре раз – это уже вредно.

Самое главное назначение детского сада состоит в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Как надо вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад

Настроить ребенка на мажорный лад. Внушить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную нервную систему.

На время прекратить походы в театр, гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачам и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо, в соответствии с температурой в группе.

Создать в воскресные дни дома для него такой же режим, как и в детском учреждении.

Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать за детские капризы.

При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

Расставайтесь с ребенком в детском саду с довольной улыбкой, без длительных объятий и поцелуев. Поцелуйте ребенка, скажите, что Вы зайдете за ним после, и, улыбаясь, уходите, независимо от того, кричит он или умоляет Вас остаться.

Уходите всегда открыто. Всегда следует сказать, что Вы уходите, но вернетесь позже.

Как не надо вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад

• В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.

• «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.

• Мешать его контактам с детьми в группе.

• Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.

• Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время купать, одевать не по сезону.

• Конфликтовать с ним дома.

• Наказывать за детские капризы.

• В воскресные дни резко менять режим ребенка.

• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

• Не выполнять все предписания врача.

Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм правил поведения, отражающие отношения к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Улыбка малыша в период адаптации

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад....

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации".

                                                      ...

Улыбка малыша в период адаптации

Родительское собрание в младшей группе...

«Улыбка малыша в период адаптации»

Детский сад не заменяет семью, но он ее дополняет. Как же найти подход к детям с разным темпераментом, разным характером, разным восприятием окружающей действительности?   Научить малыша пол...

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации"

Плзнакомить родителей с понятием "адаптация", "адаптационный период". Понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка....

Улыбка малыша в период адаптации

Родителям, также  как и детям, очень трудно пережить расставание со своим малышом при первых посещениях детского сада. Надо просто знать особенности этого периода. Это позволит справиться с некот...