Доклад: "Логоритмика - как способ развития у детей младшего дошкольного возраста слухового внимания"
статья (младшая группа) на тему

Курганова Снежана Николаевна

Это практический материал, для родителей по развитию слухового внимания, в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №22»

Выступление на семинаре – практикуме для родителей

на тему: «Логоритмика – как способ развития у детей младшего дошкольного возраста слухового внимания»

Составил: Курганова С.Н.

воспитатель высшей

квалификационной

категории

РТ г. Нижнекамск 2016

Взрослых, далеких от педагогики, обычно умиляет несовершенная речь ребенка, замена сложных звуков на более простые («Сеёжа» вместо «Серёжа», «сыска» вместо «шишка»). Но для воспитателей детского сада и логопедов неправильное произношение детьми слов – проблема, над которой следует начать работать. Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, она позволит избежать речевых нарушений, поскольку,  объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.

Суть логоритмики и её польза для детей, имеющих речевые нарушения заключается в том, что особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте используются яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки («Веселое путешествие», «Строим дом», «Волшебный цветок»).

Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность. Занятия логоритмикой в детском саду разнообразны и насыщены. Они могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.

Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков. 

Как заниматься логоритмикой дома?

Очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги детского сада разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Желательно, чтобы мама обратила внимание на настроение и активность своего чада – упражнения с уставшим, приболевшим малышом, у которого нет положительного эмоционального настроя, пользы не принесут. Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если мама не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр: ими поделится музыкальный руководитель или воспитатель. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.

Комплекс логоритмических упражнений.

Упражнение «Ветерок».

Что случилось с клёнами?           (развести руками)

Закивали кронами.                        (кивки головой)

А высокие дубы                             (поднять руки вверх)

Будто встали на дыбы.                  (с поднятыми вверх руками встать на носочки) 

И орешник сам не свой,

Шелестит густой листвой.             (потереть ладоши, произнося «ф-ф-ф») 

И чуть слышно шепчет ясень:       («ш-ш-ш»)

Не согласен… Не согласен…        (покачать головой)

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался,              («у-у-у») 

Зашумели ветви

На осеннем ветре.                        (раскачиваться, словно ветви деревьев на      ветру,

                                                    произнося «у – у – у»)

Упражнение «Домик».

Посмотрите: это дом               (протянуть обе руки вперед ладонями вверх,

                                                     показывая на дом)            

С крышей, дверью и окном,     (показать руками крышу, дверь и окно) 

И с крылечком, и с трубой,      (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени,

                                                    и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу)

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!              («распахнуть дверь» правой рукой)

Приглашаете?

Войдем!                                       (шаг на месте)

Упражнение «Капельки».

Дождик, дождик, веселей.        (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под

                                                       «капли дождя»)

Капай, капай, не жалей!             («кап-кап-кап»)

Брызни в поле пуще –

Станет травка гуще.                    (присесть на корточки и потрогать «травку»)

Только нас не замочи,                 (сидя на корточках, соединить руки над головой,

                                                        закрываясь от дождя)

Зря в окошко не стучи!                (погрозить пальчиком) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, кото...

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми...

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих....

Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Статья для родителей: "Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"

quot;Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего возраста"...