Лето в разгаре.
консультация (подготовительная группа) по теме
Данный материал можно расположить в папке -передвижке для родителей , здесь есть рекомендации для проведения совместного досуга родителей с детьми .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_v_razgare1.doc | 79.5 КБ |
leto_v_razgare1.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лето в разгаре
Лето. Естественные силы природы — воздух, солнце и вода — прекрасные средства закаливания, только надо уметь ими пользоваться.
Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.
Солнце — тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы, улучшают обмен веществ. Но солнце — и очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловой удар), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40 °С.
Пребывание на солнце необходимо дозировать. Нежелательно, чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка-панамка. Наиболее подходящее время для загара — первая половина дня.
В жаркий летний день важно правильно одеть ребенка: легкая рубашка (или платье) с коротким рукавом, шорты, шапочка или косынка от солнца, легкая обувь — словом, все то, что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная «процедура», особенно для тех, кто страдает плоскостопием.
Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действуют сразу и вода, и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться. Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
Самая приятная водная процедура — плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей в воду силой. Главное — выдержка и терпение. И еще раз хочется повторить всем известную, а потому часто забываемую истину: будьте осторожны в воде.
Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Лето — пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда.
Чтобы предупредить кишечные инфекции, отравления у детей, любые ягоды, фрукты и овощи надо тщательно мыть под струёй воды из водопровода или в сосуде, где вода меняется несколько раз.
Летом желательно разнообразить меню, на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах. В конце статьи мы приведем несколько рецептов овощных блюд.
Самый ценный «подарок» для детей во время летнего отдыха — их родители. Ведь осуществляется заветное желание ребенка — быть как можно больше с мамой и папой, которые свободны от ежедневных хлопот.
Хорошее настроение, царящее в кругу семьи во время отпуска, сближает детей с родителями, а загородный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений, посильный труд в огороде и саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.
Как много может дать совместный отдых и детям, и взрослым! Какие появляются возможности за этот, казалось бы, короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах! Известный польский педагог Януш Корчак, обращаясь к родителям, писал: «...никакая книга, никакой врач не заменяет собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».
Интересны и познавательны совместные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к взрослым. К примеру: отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? «А действительно, откуда?» — задумывается папа. Не всегда родители могут все объяснить. Откровенное признание:
«Я и сам не знаю, но обязательно узнаю и тебе скажу»,— не роняет их авторитета. А можно найти и другой выход из затруднительного положения:
«Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.
Живо и непосредственно воспринимают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней, научить любить ее и понимать, видеть ее красоту, беречь богатство.
Хорошо, если родители знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах, показать ядовитые растения, объяснить, почему их нельзя трогать.
Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний. Такие совместные полезные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, Вызывают интерес к труду взрослых.
Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминающий фигурку какого-то зверя или птицы. Если этот природный материал в рюкзаке или в карманах принести домой и... открыть «мастерскую», ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.
А из шишек, бересты, желудей, репейника забавные игрушки-зверушки можно сделать прямо в лесу, во время отдыха на полянке.
Радость, которую испытывают и дети, и взрослые в часы взаимного общения, является существенным фактором формирования близких, товарищеских отношений между ними.
Родители учат детей любить и оберегать зеленого друга, пернатых, домашних животных. Тем самым они воспитывают подлинную гуманность, которая в дальнейшем приобретает глубокий смысл, становится нравственным качеством, определяет поведение человека.
Большая роль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре. Н. К. Крупская считала ее важнее игрушки, так как игра для дошкольников — это и «способ познания окружающего», и труд, и учеба, и «серьезная форма воспитания».
В игре проявляются интересы детей, черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх, организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития чувства коллективизма, активности и любознательности.
Несколько народных игр, в которых много юмора, шуток, соревновательного задора. Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.
Фанты
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведет примерно такой разговор:
— Что продается в булочной?
— Хлеб.
— Какой?
— Мягкий.
— А какой хлеб ты больше любишь:
черный или белый?
— Всякий.
— Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Мячик кверху
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит:
«Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.
Правилаигры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой.!,» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.
Игровая
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей:
Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики, Летали голубенчики
По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок — Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды.
По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Сосед, подними руку
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку
или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
Рецепты овощных блюд
Бело-оранжевый салат.
150 г тертой моркови, 100 г тертого сельдерея, 50 г тертых яблок.
Смешать все с лимонной подливкой. По вкусу можно посыпать мелко нарезанными орехами. До подачи на стол салат нужно оставить на 15 минут для пропитывания.
Салат из сырых овощей. 200 г нашинкованной белокочанной капусты, 1 тертая морковь, 1/2 тертого сельдерея, 1 сладкий красный перец, нарезанный тонкой соломкой, мелко нарезанная небольшая луковица, 2 столовые ложки растительного масла, соль, лимонный сок.
Перемешать овощи, заправить подливкой, приготовленной из растительного масла, лимонного сока и соли.
Протертый овощной суп с молоком.
600 мл воды, 1 морковь, 1 петрушка, 1 небольшая головка лука, 2 картофелины, 1 сельдерей небольшого размера, 20 г цветной капусты или зеленого горошка, 1 чайная ложка сливочного масла, 100 мл молока, 1 чайная ложка муки, соль, зелень петрушки.
Овощи хорошо промыть проточной водой и очистить. Воду вскипятить в эмалированной кастрюле, положить лук целиком, затем и остальные овощи, мелко нарезанные, и варить, накрыв крышкой, на медленном огне. Когда овощи готовы, протереть сквозь сито. Отдельно приготовить белый соус из сливочного масла и муки, разведенный молоком. Влить соус в суп и варить еще 10 минут. Добавить соль и мелко нарезанную петрушку.
Овощные котлеты.
2 моркови, 4 картофелины, 1 яйцо, сливочное масло, мука или мелко толченные сухари, нарезанная зелень, соль.
Хорошо промыть морковь и картофель, затем морковь сварить в подсоленной воде, а картофель в мундире. Очистить картофель от кожуры, дать остыть, затем пропустить через мясорубку вместе с морковью. Добавить соль, зелень, муку и яичный желток и тщательно вымесить. В конце добавить яичный белок, взбитый в пену. При помощи ложки разделать котлеты, обвалять их в муке и обжарить на масле. Подавать горячими, слегка политыми томатным соусом или несколькими каплями лимонного сока.
Овощные котлеты можно приготовить и из других овощей.
Кабачки в сметане (на 4 порции).
4 кабачка средней величины, 100 г сметаны. 1 чайная ложка муки, 30 г сливочного масла, соль.
Очищенные и промытые кабачки нарезать брусочками длиной 3—4 см, дать вскипеть несколько раз в подсоленной воде, затем сцедить воду, добавить к кабачкам сливочного масла и поставить в духовку. Отдельно размешать сметану с мукой и полить ею кабачки, когда они почти готовы. Оставить в духовке еще на 20 минут. Вместо сметаны можно полить кабачки белым соусом.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Машина.
Цель. Развивать внимание, умение реагировать на звуковые сигналы, творческое воображение.
И. п. — обруч на уровне груди.
Техника выполнения. На слова взрослого «заводим мотор» дети вращают обруч вправо—влево и произносят звук «р-р-р». На слово «поехали» передвигаются в разных направлениях и с изменением темпа. На слово «приехали» останавливаются.
Усложнение. Дети передвигаются в определенном направлении, по узкой доске, по гимнастической скамейке.
С детьми 5—7 лет игру можно проводить в виде соревнования или эстафеты.
Бумеранг.
Цель. Развивать глазомер, ловкость, силу рук, умение сочетать свои движения с движениями партнера.
Техника выполнения. Прокатывание обруча в паре друг другу с разного расстояния прямо, по диагонали, по кругу.
Усложнения:
• обруч — перед собой, зажат одной рукой и направлен к партнеру;
• обруч подбросить вверх по направлению к партнеру;
• ловить летящий обруч двумя руками и посылать его обратно партнеру;
• обруч подбросить вперед — вверх так, чтобы он, коснувшись пола, покатился обратно.
Жонглеры.
Цель. Развивать ловкость и быстроту реакции.
Техника выполнения. Передача обруча из одной руки в другую за спиной, под ногой, за головой, над головой; подбрасывание и ловля обруча двумя и одной рукой; подбрасывание обруча при выполнении какого-либо упражнения и ловля его.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С «ЛЕТАЮЩИМИ ТАРЕЛКАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
1. Кто первый с тарелкой.
Цель. Развивать координацию и равновесие, учить ориентироваться в пространстве и одновременно концентрировать внимание на предмете, звуковых и цветовых сигналах.
Техника выполнения. Удерживая тарелку на развернутой ладони, ходить в разных направлениях и с изменением темпа. По сигналу перекладывать тарелку из одной руки в другую; переходить на бег с ускорением.
Игровое упражнение можно использовать в эстафете и соревновании.
2. Машины.
Цель. Развивать мелкие мышцы пальцев рук, ловкость и меткость.
Техника выполнения. Прокатывать тарелку по полу (земле), не отрывая
от нее рук (кто быстрее?); прокатывать с отрывом рук от тарелки; на дальность; в цель.
3. Солнечный зайчик.
Цель. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.
Техника выполнения. Тарелка на двух ладонях. Подбрасывать ее вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх с перебрасыванием с одной руки на другую. Зажать тарелку между двумя ладонями, подбросить вверх, разъединяя ладони, а затем также поймать.
4. Жонглеры цирка.
Цель. Та же, что и в упражнении
№ 3.
Техника выполнения. Тарелка вертикально зажата четырьмя пальцами с- вогнутой стороны и большим с выпуклой. Подбросить ее, поймать двумя руками, зажав между ладонями. Перебрасывать тарелку с руки на руку в вертикальном и горизонтальном положении, стоя на месте и в движении.
С детьми подготовительной к школе группы можно использовать это упражнение как элемент эстафеты или соревнования.
Все игры с «летающими тарелками» осуществляются под строгим контролем взрослого.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КЕГЛЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
1. Найди домик для кегли.
Цель. Развивать ориентировку в пространстве; память, внимание, мышление, ловкость, координацию движений, скорость, выносливость, творчество в изображении разных фигур-домиков.
Техника выполнения. Большие кегли стоят с одной стороны площадки; маленькие — с другой. Для каждой кегли рисуется кружок или кладется резиновый коврик. Дети берут разные кегли (маленькие, большие). По первому сигналу бегают по всей площадке, по второму сигналу ставят кегли на место. Чтобы дети легко находили свои кегли, можно давать им разные по цвету кегли или девочкам большие, а мальчикам маленькие. Можно рисовать разные круги (для больших кеглей большие, а для маленьких маленькие); круг для больших кеглей, квадрат для маленьких и т. д.
2. Перенеси кеглю в домик.
Цель. Та же, что и в № 1.
Техника выполнения. Дети делятся на две команды. У каждой команды кегли разной величины или разного цвета. Команды стоят с одной стороны площадки на некотором расстоянии друг от друга. На другой стороне площадки (на расстоянии 5—50 м) два домика. По сигналу дети обеих команд бегут до своего домика и ставят в него кегли так, чтобы они не упали и не заходили за черту.
3. Строители.
Цель. Развивать творческое воображение, умение согласовывать свои действия и мнения с другими, подбирать нужные для строительства кегли по цвету и размеру.
Техника выполнения. Дети делятся на две (и более) подгруппы. Ставится задача: построить красивую и прочную башню, или крепость, или корабль и т. д. Каждая команда строит по-своему, предварительно обговорив, как они будут это делать. Время для всех одно. (С маленькими детьми играет взрослый.) Время на размышление постепенно сокращается; постепенно сокращается и время на обговаривание и строительство.
Примечание. Впоследствии игра проводится в форме соревнований и эстафет.
4. Защита своей крепости.
Цель. Учить развивать игровые действия.
Техника выполнения. Дети строят крепости на противоположных сторонах площадки. После завершения строительства ставится задача; защитить свою крепость от нападения и разрушения. Как защищать свою крепость — каждая команда решает сама. Но вначале детей этому надо научить, поэтому взрослый помогает каждой команде (можно бросить жребий, какой команде первой начинать нападение). Нападение может осуществляться без предметов или с набивными мешочками, пластмассовыми кубиками, хоккейными клюшками и т. д. Время нападения — от 30 до 45 секунд. Все действия начинаются и заканчиваются по сигналу.
Вначале одна команда нападает, а другая защищается, затем наоборот.
5. Детский тир.
Цель. Учить технике прокатывания, броска снизу, от плеча и из-за головы.
Техника выполнения. Кегли расставляются на разном расстоянии друг от друга (в шахматном порядке, по кругу и т. д.). Каждый ребенок сбивает именно свою кеглю. Предметы для сбивания разные: набивные мешочки, мячи, шары, городки, палки,
Младшие группы прокатывают мяч или шар двумя руками из положения приседа, полуприседа или наклона с выпрямленными ногами (расстояние от 1 до 2 м; оно постепенно увеличивается для тех детей, которые сумели сбить кеглю с более близкого расстояния). Дети средней группы прокатывают и сбивают кегли одной рукой, поочередно правой и левой (руку с мячом и одноименную ногу отводят назад). По сигналу резко прокатывают предмет в цель, стараясь сбить кеглю. Победит тот, кто собьет кеглю с самого дальнего расстояния.
6. Лабиринт.
Цель. Та же, что в № 5.
Техника выполнения. Кегли расставляются по-разному. Используются разные по размеру кегли, набитые песком. Дети бегают между ними; водят между ними мяч ногой или хоккейной клюшкой и т. д.
7. Охотник в лесу.
Цель. Та же, что в № 5.
Техника выполнения. Выбирается;
ведущий-охотник. По сигналу дети' бегают между кеглями, а охотник догоняет и салит их. Осаленный приседает около ближайшей кегли.
Предварительный просмотр:
Лето в разгаре
Лето. Естественные силы природы — воздух, солнце и вода — прекрасные средства закаливания, только надо уметь ими пользоваться.
Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой, дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.
Солнце — тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы, улучшают обмен веществ. Но солнце — и очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловой удар), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40 °С.
Пребывание на солнце необходимо дозировать. Нежелательно, чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка-панамка. Наиболее подходящее время для загара — первая половина дня.
В жаркий летний день важно правильно одеть ребенка: легкая рубашка (или платье) с коротким рукавом, шорты, шапочка или косынка от солнца, легкая обувь — словом, все то, что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая, можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная «процедура», особенно для тех, кто страдает плоскостопием.
Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действуют сразу и вода, и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться. Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
Самая приятная водная процедура — плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей в воду силой. Главное — выдержка и терпение. И еще раз хочется повторить всем известную, а потому часто забываемую истину: будьте осторожны в воде.
Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Лето — пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда.
Чтобы предупредить кишечные инфекции, отравления у детей, любые ягоды, фрукты и овощи надо тщательно мыть под струёй воды из водопровода или в сосуде, где вода меняется несколько раз.
Летом желательно разнообразить меню, на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах. В конце статьи мы приведем несколько рецептов овощных блюд.
Самый ценный «подарок» для детей во время летнего отдыха — их родители. Ведь осуществляется заветное желание ребенка — быть как можно больше с мамой и папой, которые свободны от ежедневных хлопот.
Хорошее настроение, царящее в кругу семьи во время отпуска, сближает детей с родителями, а загородный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений, посильный труд в огороде и саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.
Как много может дать совместный отдых и детям, и взрослым! Какие появляются возможности за этот, казалось бы, короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах! Известный польский педагог Януш Корчак, обращаясь к родителям, писал: «...никакая книга, никакой врач не заменяет собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».
Интересны и познавательны совместные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к взрослым. К примеру: отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? «А действительно, откуда?» — задумывается папа. Не всегда родители могут все объяснить. Откровенное признание:
«Я и сам не знаю, но обязательно узнаю и тебе скажу»,— не роняет их авторитета. А можно найти и другой выход из затруднительного положения:
«Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.
Живо и непосредственно воспринимают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней, научить любить ее и понимать, видеть ее красоту, беречь богатство.
Хорошо, если родители знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах, показать ядовитые растения, объяснить, почему их нельзя трогать.
Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний. Такие совместные полезные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, Вызывают интерес к труду взрослых.
Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминающий фигурку какого-то зверя или птицы. Если этот природный материал в рюкзаке или в карманах принести домой и... открыть «мастерскую», ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.
А из шишек, бересты, желудей, репейника забавные игрушки-зверушки можно сделать прямо в лесу, во время отдыха на полянке.
Радость, которую испытывают и дети, и взрослые в часы взаимного общения, является существенным фактором формирования близких, товарищеских отношений между ними.
Родители учат детей любить и оберегать зеленого друга, пернатых, домашних животных. Тем самым они воспитывают подлинную гуманность, которая в дальнейшем приобретает глубокий смысл, становится нравственным качеством, определяет поведение человека.
Большая роль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре. Н. К. Крупская считала ее важнее игрушки, так как игра для дошкольников — это и «способ познания окружающего», и труд, и учеба, и «серьезная форма воспитания».
В игре проявляются интересы детей, черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх, организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития чувства коллективизма, активности и любознательности.
Несколько народных игр, в которых много юмора, шуток, соревновательного задора. Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.
Фанты
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведет примерно такой разговор:
— Что продается в булочной?
— Хлеб.
— Какой?
— Мягкий.
— А какой хлеб ты больше любишь:
черный или белый?
— Всякий.
— Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Мячик кверху
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит:
«Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.
Правилаигры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой.!,» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.
Игровая
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей:
Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики, Летали голубенчики
По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок — Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды.
По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Сосед, подними руку
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку
или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Машина.
Цель. Развивать внимание, умение реагировать на звуковые сигналы, творческое воображение.
И. п. — обруч на уровне груди.
Техника выполнения. На слова взрослого «заводим мотор» дети вращают обруч вправо—влево и произносят звук «р-р-р». На слово «поехали» передвигаются в разных направлениях и с изменением темпа. На слово «приехали» останавливаются.
Усложнение. Дети передвигаются в определенном направлении, по узкой доске, по гимнастической скамейке.
С детьми 5—7 лет игру можно проводить в виде соревнования или эстафеты.
Бумеранг.
Цель. Развивать глазомер, ловкость, силу рук, умение сочетать свои движения с движениями партнера.
Техника выполнения. Прокатывание обруча в паре друг другу с разного расстояния прямо, по диагонали, по кругу.
Усложнения:
• обруч — перед собой, зажат одной рукой и направлен к партнеру;
• обруч подбросить вверх по направлению к партнеру;
• ловить летящий обруч двумя руками и посылать его обратно партнеру;
• обруч подбросить вперед — вверх так, чтобы он, коснувшись пола, покатился обратно.
Жонглеры.
Цель. Развивать ловкость и быстроту реакции.
Техника выполнения. Передача обруча из одной руки в другую за спиной, под ногой, за головой, над головой; подбрасывание и ловля обруча двумя и одной рукой; подбрасывание обруча при выполнении какого-либо упражнения и ловля его.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С «ЛЕТАЮЩИМИ ТАРЕЛКАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
1. Кто первый с тарелкой.
Цель. Развивать координацию и равновесие, учить ориентироваться в пространстве и одновременно концентрировать внимание на предмете, звуковых и цветовых сигналах.
Техника выполнения. Удерживая тарелку на развернутой ладони, ходить в разных направлениях и с изменением темпа. По сигналу перекладывать тарелку из одной руки в другую; переходить на бег с ускорением.
Игровое упражнение можно использовать в эстафете и соревновании.
2. Машины.
Цель. Развивать мелкие мышцы пальцев рук, ловкость и меткость.
Техника выполнения. Прокатывать тарелку по полу (земле), не отрывая
от нее рук (кто быстрее?); прокатывать с отрывом рук от тарелки; на дальность; в цель.
3. Солнечный зайчик.
Цель. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.
Техника выполнения. Тарелка на двух ладонях. Подбрасывать ее вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх с перебрасыванием с одной руки на другую. Зажать тарелку между двумя ладонями, подбросить вверх, разъединяя ладони, а затем также поймать.
4. Жонглеры цирка.
Цель. Та же, что и в упражнении
№ 3.
Техника выполнения. Тарелка вертикально зажата четырьмя пальцами с- вогнутой стороны и большим с выпуклой. Подбросить ее, поймать двумя руками, зажав между ладонями. Перебрасывать тарелку с руки на руку в вертикальном и горизонтальном положении, стоя на месте и в движении.
С детьми подготовительной к школе группы можно использовать это упражнение как элемент эстафеты или соревнования.
Все игры с «летающими тарелками» осуществляются под строгим контролем взрослого.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КЕГЛЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
1. Найди домик для кегли.
Цель. Развивать ориентировку в пространстве; память, внимание, мышление, ловкость, координацию движений, скорость, выносливость, творчество в изображении разных фигур-домиков.
Техника выполнения. Большие кегли стоят с одной стороны площадки; маленькие — с другой. Для каждой кегли рисуется кружок или кладется резиновый коврик. Дети берут разные кегли (маленькие, большие). По первому сигналу бегают по всей площадке, по второму сигналу ставят кегли на место. Чтобы дети легко находили свои кегли, можно давать им разные по цвету кегли или девочкам большие, а мальчикам маленькие. Можно рисовать разные круги (для больших кеглей большие, а для маленьких маленькие); круг для больших кеглей, квадрат для маленьких и т. д.
2. Перенеси кеглю в домик.
Цель. Та же, что и в № 1.
Техника выполнения. Дети делятся на две команды. У каждой команды кегли разной величины или разного цвета. Команды стоят с одной стороны площадки на некотором расстоянии друг от друга. На другой стороне площадки (на расстоянии 5—50 м) два домика. По сигналу дети обеих команд бегут до своего домика и ставят в него кегли так, чтобы они не упали и не заходили за черту.
3. Строители.
Цель. Развивать творческое воображение, умение согласовывать свои действия и мнения с другими, подбирать нужные для строительства кегли по цвету и размеру.
Техника выполнения. Дети делятся на две (и более) подгруппы. Ставится задача: построить красивую и прочную башню, или крепость, или корабль и т. д. Каждая команда строит по-своему, предварительно обговорив, как они будут это делать. Время для всех одно. (С маленькими детьми играет взрослый.) Время на размышление постепенно сокращается; постепенно сокращается и время на обговаривание и строительство.
Примечание. Впоследствии игра проводится в форме соревнований и эстафет.
4. Защита своей крепости.
Цель. Учить развивать игровые действия.
Техника выполнения. Дети строят крепости на противоположных сторонах площадки. После завершения строительства ставится задача; защитить свою крепость от нападения и разрушения. Как защищать свою крепость — каждая команда решает сама. Но вначале детей этому надо научить, поэтому взрослый помогает каждой команде (можно бросить жребий, какой команде первой начинать нападение). Нападение может осуществляться без предметов или с набивными мешочками, пластмассовыми кубиками, хоккейными клюшками и т. д. Время нападения — от 30 до 45 секунд. Все действия начинаются и заканчиваются по сигналу.
Вначале одна команда нападает, а другая защищается, затем наоборот.
5. Детский тир.
Цель. Учить технике прокатывания, броска снизу, от плеча и из-за головы.
Техника выполнения. Кегли расставляются на разном расстоянии друг от друга (в шахматном порядке, по кругу и т. д.). Каждый ребенок сбивает именно свою кеглю. Предметы для сбивания разные: набивные мешочки, мячи, шары, городки, палки,
Младшие группы прокатывают мяч или шар двумя руками из положения приседа, полуприседа или наклона с выпрямленными ногами (расстояние от 1 до 2 м; оно постепенно увеличивается для тех детей, которые сумели сбить кеглю с более близкого расстояния). Дети средней группы прокатывают и сбивают кегли одной рукой, поочередно правой и левой (руку с мячом и одноименную ногу отводят назад). По сигналу резко прокатывают предмет в цель, стараясь сбить кеглю. Победит тот, кто собьет кеглю с самого дальнего расстояния.
6. Лабиринт.
Цель. Та же, что в № 5.
Техника выполнения. Кегли расставляются по-разному. Используются разные по размеру кегли, набитые песком. Дети бегают между ними; водят между ними мяч ногой или хоккейной клюшкой и т. д.
7. Охотник в лесу.
Цель. Та же, что в № 5.
Техника выполнения. Выбирается;
ведущий-охотник. По сигналу дети' бегают между кеглями, а охотник догоняет и салит их. Осаленный приседает около ближайшей кегли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лето в разгаре
Консультация для родителей и воспитателейЛето. Естественные силы природы — воздух, солнце и вода — прекрасные средства закаливания, только надо уметь ими пользоваться.Летом дети должны находиться на...
Лето в самом разгаре
Закаляемся...
Консультация для родителей «Лето в разгаре»
Середина лета. Почти не слышно ребячьих голосов, ударов мяча, шуршания велосипедных шин по асфальту. Дошколята разъехались на отдых, ближе к природе.Естественные силы природы — воздух, солнце и вода —...
"Весна в разгаре. Секреты природы".
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьм...
"Лето в разгаре"
Консультация "Лето в разгаре"...
опыты в разгар летнего периода
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заня...
Развлечения для младшей группы Лето в разгаре
Познакомить детей с летним временем года...