Консультация для родителей "Театр как средство развития и воспитания в детском саду"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_teatr_kak_sredstvo_razvitiya_i_vospitaniya_v_detskom_sadu.docx | 930.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театр как средство развития и воспитания в детском саду»
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с детьми в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение детей к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения детей. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение художественной литературы», где указано, в какие игры должны играть дети соответственно возрасту (режиссерские, игры-драматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста, зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол.
С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги дошкольных образовательных организаций используют разные методы и формы работы с воспитанниками.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
- воспитание у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности;
- развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
- развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх;
- поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных особенностей;
- знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение куклы и слова;
- совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания.
С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.
Дети передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
- мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
- доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
- использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала;
- создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с возрастом воспитанников;
- обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
Театрализованные игры детей можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в ДОУ занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр -театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей:"Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»С. И. Мерзлякова...
Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
Консультация на тему "Театр как средство развития и воспитания детей младшего возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
Консультация для родителей «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...
Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с к...
Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...
Консультация для воспитателей "Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте"
Консультация для воспитателейТеатр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте.Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.Что такое театр?«Театр – это лучшее средство для общения лю...