Гиперактивные дети в детском саду.
статья (старшая группа) на тему
Характеристика гиперактивных детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети в детском саду.
Высокая активность ребёнка, его любознательность, подвижность вызывают умиление у окружающих и родителей. Однако когда ответы взрослых на многочисленные вопросы такого ребёнка остаются им недослушанными, а постоянная беготня, хватание
окружающих предметов не соизмеряются с требованиями взрослых и условиями окружающей обстановки, возникает чувство беспокойства.
«Да, трудный, неуправляемый ребёнок, прямо хулиган», - делают выводы родители и воспитатели. В данной ситуации самое время принять решение проконсультировать ребёнка у психоневролога. В соответствии с современной терминологией подобные расстройства характеризуют как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
У детей гиперактивность проявляется через:
- чрезмерную невнимательность;
- отвлекаемость;
- импульсивность;
- подвижность
Нарушение внимания проявляются в неспособности ребёнка сконцентрироваться на деталях. Из-за небрежности он допускает ошибки в заданиях, не придерживается инструкций, не справляется с выполнением порученного дела до конца. Вместе с тем, сохраняется полное понимание задания и отсутствует протестное поведение. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь, легко отвлекается на посторонние стимулы, проявляет забывчивость, теряет вещи, игрушки.
Гиперактивность проявляется в бесцельной двигательной активности, невозможности сидеть спокойно, в беспокойных движениях конечностями, неадекватными двигательными реакциями. Такой ребёнок может встать со своего места во время проведения занятий без определённой цели. Проявляет излишнюю болтливость, не способен тихо, спокойно играть самостоятельно или в группе детей, в том числе с участием воспитателей или родителей, нетерпелив в ожидании своей очереди в игровых и других ситуациях, на задаваемые вопросы буквально «выпаливает» ответ, не дослушав вопрос до конца.
Часто СДВГ может сопровождаться несдержанностью, агрессивностью, дефектами мотивационно-волевой сферы, проявляющимися в непоследовательности и неспособности довести начатое дело до конца.
Наиболее ярко СДВГ обозначаются в младшем школьном возрасте, когда ребёнок адаптируется к высоким нагрузкам, сопровождающим обучение в школе. Однако первые признаки расстройства поведения появляются в более раннем возрасте, но педагоги и родители часто не придают им значения и не горят желанием обращаться за помощью к невропатологу.
Важный возрастной рубеж в проявлении симптоматики СДВГ - 3-4 года. СДВГ чаще проявляется у мальчиков нежели у девочек.
В этот период ребёнок начинает посещать детский сад и ведёт более самостоятельный образ жизни, проявляя себя в игровых ситуациях и новых отношениях со сверстниками. В данном возрасте СДВГ проявляется в основном в симптомах гиперактивности. Функция внимания в этот период отличается незрелостью и находится в стадии формирования, поэтому ориентироваться на её недостаточность преждевременно.
В возрасте 5-7 лет у ребёнка созревает нейрофизиологический аппарат. Формируются способность к концентрации и поддержанию произвольного направленного внимания, мышления, в том числе вербально-логическое,память. На занятиях в подготовительной группе проявляются возможности ребёнка в длительном поддержании внимания, произвольной его концентрации, зрелости внутреннего торможения, ограничивающего нецелевые двигательные реакции, и воспитатели могут заметить симптомы недостаточности функции внимания.
Академик РАМН В.И. Покровский отметил, что дети, страдающие СДВГ и не получившие своевременного лечения:
- бросают школу – 32-40%
- заканчивают вузы –только 5-10%
- имеют мало друзей или совсем не имеют – 50-70%
- плохо справляются с работой - 70-80%
- втягиваются в антисоциальную деятельность – 40-50%
- страдают депрессией и расстройствами личности – 20-30%
На возникновение СДВГ влияют факторы связанные с перинатальным и постнатальным развитием ребёнка.
К перинатальным факторам относятся:
- токсикозы и угроза прерывания беременности;
- недоношенность, задержка внутриутробного развития;
- родовая травма;
- воздействие на плод инфекционных факторов: вирусов, бактерий, нейроинфекций;
- токсическое воздействие на плод, в том числе курение матери;
- внутриутробная гипоксия плода;
- резус-конфликт.
К постнатальным факторам относятся:
- постнатальная гипоксия;
- искусственное вскармливание;
- нарушение функций щитовидной железы;
- токсические факторы;
- эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях.
Лечение СДВГ включает прежде всего психолого-педагогические мероприятия, а также медикаментозную терапию.
Психолого- педагогические мероприятия направлены на коррекцию поведения родителей с обучением их навыкам позитивного взаимодействия с ребёнком. При общении с гиперактивными детьми следует помнить, что негативные стимулы не дают положительного эффекта в коррекции их поведения. Напротив, похвала и поощрение за правильное выполнение заданий даёт положительный результат.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который
может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее ухудшат его.
Как можно раньше диагностировать это расстройство, может способствовать только квалифицированное и внимательное наблюдение за детьми педагогов ДОУ и родителей. Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по теме: "Гиперактивные дети в детском саду".
Синдром гиперактивности и дефицита внимания не следует рассматривать как болезнь...
Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"
Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...
Гиперактивные дети в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада встречаются такие дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, долго молчать. не суетиться. Они, как правило, создают дополнительные трудности в работе вос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ по теме: « Гиперактивные дети в детском саду»
Гиперактивные дети в детском саду. Советы родителям.В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвиж...
Гиперактивные дети в детском саду. Консультация для воспитателей.
В консультации освещены методы и приемы работы воспитателей с гиперактивными детьми....
Консультация для родителей на тему: «Гиперактивные дети в детском саду».08.10.2018год
Консультация для родителей на тему: "Гиперактивные дети в детском саду".08.10.2018год...
Презентация "Гиперактивные дети в детском саду"
В последнее время наблюдается значительный рост числа обращений родителей и педагогов в психологические службы по проблеме как воспитания и развития детей с СДВГ, так и просто сосуществования с ними. ...