Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
консультация на тему
подробные и понятные рекомендации для родителей по данной теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Рекомендации для родителей
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.
8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.
9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";
- дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".
14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
- барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
- барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
- для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
- Предложите детям сочинить:
а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);
б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);
в) продолжи сказку или придумай новый конец.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил.
Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Дети, имеющие проблемы в общении бояться смотреть в глаза собеседнику, приобретают такие привычки как навязчивые движения, постоянно сжатые кулаки. В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, бояться сделать лишнее движение. Как же помочь ребенку преодолеть этот барьер? Для начала попробуйте научить ребенка управлять своим телом. Начните с того, что поиграйте с ним в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости. Можно использовать игры типа: «Замри-отомри», «Море волнуется раз, море волнуется два…».
«До свидания - здравствуй»
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движениями руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словами «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуй» приближается, протягивает к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями.
«Ласка»
Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».
«Проснись»
Взрослый предлагает поиграть. Я как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты - мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, потереть глаза, улыбнуться «маме». При повторении участники меняются ролями.
Игра - одно из значимых видов детской активности. В распоряжении ребенка должны быть мягкие игрушки, куклы- все то, что ребенок сам выбирает в магазине. Доверьтесь его вкусу.
Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,
развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:
· Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
· Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
· Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
· Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
· Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.
· Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
· По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
· У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
· Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
· Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.
Консультация для родителей «Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Мы поговорим о социально- нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста, так как нравственное воспитание - своеобразный стержень, вокруг которого строятся все остальные процессы развития и обучения.
Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
На данном возрастном этапе, у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется.
Малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Взрослым необходимо закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушать ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в играх.
Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром.
А самый важный взрослый – это родитель. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей. Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. И помните, что дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе.
Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, и соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, с взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая, этикет, слушать партнера.
Дети дошкольного возраста, совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок.
ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!
Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет».
К концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. И кризис затягивается.
Поэтому, детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке, выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением. К четырем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности.
Это позволяет взрослым предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.
Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.
Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.
Заключение
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести правило:
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.
Тема: Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.
Именно к 5-6 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 5-6 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье.
Следует помнить, что у ребенка формируется отношение к себе лишь на основании отношения к ней близких взрослых. Он еще не может оценить себя сам. Образ Я ребенку выстраивают ее родные. И ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его взрослые.
Одновременно ребенок не просто ожидает положительного отношения к себе, но и добивается его, борется за него. И если именно в критической ситуации, когда ребенку очень важно получить ощутимое подтверждение любви со стороны любимого человека, родители отталкивают ее, ребенок привыкает с оценкой «плохой» и бросает вызов взрослым.
Вспомним круг потребностей ребенка, которые связаны с общением, с жизнью среди людей.
Ребенку нужно:
-Что бы его любили, понимали , признавали, уважали;
- Чтобы он был кому то нужным и близким;
- Чтобы он был успешным в своих делах;
- Чтобы он мог реализоваться, развивать свои способности и уважать себя.
Полноценная реализация этих потребностей зависит прежде всего от стиля общения родителей с ребенком. Ведь он создает психологический климат той среды, в котором ребенок растет. От стиля общения родителей с ребенком в основном зависит эмоциональный опыт, который он приобретает.
Известно, что неудовлетворение значимых для ребенка потребностей порождает страдание, а частые страдания приводят к «разрушительным» эмоциям - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают и самого ребенка (его психику, здоровье в целом), и его взаимоотношения с окружающими. А от опыта, приобретенного в период дошкольного детства, во многом зависит, будет ребенок оптимистом или пессимистом, насколько поверит в свои силы, а следовательно, как сумеет преодолеть обычные трудности жизни, противостоять препятствиям, соблазнам и тому подобное. Ведь именно в этот период закладываются основы важнейших для всей дальнейшей жизни ценностных ориентаций ребенка, в частности:
- Отношение к самому себе;
- Осознание себя как личности;
- Чувство самоценности;
- Самооценка.
Ценностные ориентации ребенка зависят от того, как с ней общаются значимые взрослые - родители в семье, воспитатели в детском саду.
Памятка
Какие выражения желательно использовать в обращении с детьми:
- ты у меня самый умный, самый красивый;
- как хорошо, что ты у меня есть;
- ты у меня молодец;
- я тебя очень люблю;
- а ты хорошо это сделал, научи меня;
- большое тебе спасибо;
- если бы не ты, я никогда бы этого не сделала.
Никогда не используйте такие фразы:
- я тысячу раз говорил тебе, что...;
- сколько раз нужно говорить тебе, что…;
- о чем ты только думаешь…;
- неужели тебе трудно запомнить;
- ты точно такой, как…;
- отстань, мне некогда…
Развиваем коммуникативные способности ребенка:
6 советов для родителей
Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации. Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности. Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни. Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой. На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе. Начало формирования коммуникативных способностей у детей.
Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова. Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту. Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя: умение с пониманием относиться к окружающим; способность встать на место другого человека; негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника; желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.
Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых.
1.Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
2.Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
4.Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
6.Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.
Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке. Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.
Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/razvivaem-kommunikativnye-sposobnosti-rebenka
© МаПаПаМа.ру
Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/razvivaem-kommunikativnye-sposobnosti-rebenka
© МаПаПаМа.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...
Формирование коммуникативной компетентности дошкольников
Творческий отчет...
Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников
Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...
Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"
Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр....
Педагогический практикум «Возможности игровых приемов эффективного общения для формирования коммуникативной компетентности дошкольников»
Материал раскрывает систему игровых приемов, способствующих помочь ребенку освоить секреты эффективного общения и стать успешным среди сверстников....
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников как надо себя вести с дошкольниками, какие слова лучше произносить для его повышения самооценки, и что...