Конспект родительского собрания
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Акопян Алина Спартаковна

Тема:

«Правовое воспитание детей в старшем дошкольном возрасте»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_pravo.docx110.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  № 8 «Зоряночка»

 

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ  д/с № 8

___________ С.Ю. Месикова

«____» ___________ 20___ г.

Конспект родительского собрания

Тема:

«Правовое воспитание детей в старшем дошкольном возрасте»

http://reftraduga.ru/wp-content/uploads/2016/12/qCkkNLJM4fY.jpg

                   Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

                                                   Акопян А.С.

Ессентуки 2018

Тема:

«Правовое воспитание детей в старшем дошкольном возрасте»

Цель:

Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.

Повестка:

1. «Мы изучаем права ребенка» - выступление воспитателя.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка – документ для взрослых и детей» - выступление.

Срок проведения – март.

Предварительна работа:

Занятия по правовому воспитанию с детьми.

Рисование в подготовительной  группе «Я ребенок и я имею право».

Коллективная аппликация «Дерево любви».

Коллективная работа «Наша дружная семья».

Лепка «Права ребенка».

Аппликация «Мой паспорт».

Познавательные беседы.

Гость группы - папа Михайлов Артур Хачикович, по образованию юрист.

Информационный стенд для родителей: «Правовое воспитание ребенка».

Консультации для родителей.

 

Оборудование и материалы:

Правовые документы – Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, «Семейный кодекс РФ».

Схемы, изображающие права ребенка.

Выставка рисунков детей средней группы «Я ребенок и я имею право»

Памятки для родителей.
    Анкеты для родителей.

Ход собрания:

   Воспитатель:

 Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наше родительское собрание посвящено правам человека, а точнее маленького человека.

Положение детей в России в начале XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжёлым материальным положением в семье и т. д.

Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за непризнания прав, как взрослыми, так и самими детьми.

Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослыми, другими детьми.

 Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, регулирующий жизнь государства, права и обязанности граждан – это Конституция Российской Федерации.  

Документ, в котором записаны права детей – Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Показать Конституцию РФ.

Воспитатель:

В декларации о правах ребенка больше 40 пунктов, мы сегодня с вами рассмотрим самые основные.

1. Право на жизнь.

2. Право на бесплатную медицинскую помощь.

3. Право на бесплатное образование.

4. Право на отдых.

5. Право на индивидуальность.

6. Право на любовь.

7. Право на воспитание в семье и заботу родителей о детях.

8. Право на имя и гражданство.

Воспитатель:

Но самое главное правило, которое имеют наши дети, - это право на нашу безграничную любовь!

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

Воспитатель:

В нашем Доу и городе в  целом  стояла годовая задача по правовому воспитанию.

В нашей группе на протяжении учебного года велась работа по данной задаче.

Презентация

Слайд 1

Детство-это период,  когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации,  жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство –наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?

Слайд 2

Актуальность правового  воспитания в  наши  дни  однозначна: общество нуждается в  социально  зрелых, свободных  личностях, обладающих правовыми   знаниями. Воспитать  такие  личности   возможно  лишь в условиях  соблюдения правовых  норм, исключающих нарушение  прав и  достоинств  детей.

Воспитатель:

Реализация данной темы делилась на три этапа:

 Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Второй этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирование навыков поведения.

Третий этап – рассказ о «Конвенции о правах ребёнка», принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах: беседы.

   Слайд 3

Задачи правового воспитания

   1.Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.

   2.Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально   правовыми нормами и правилами поведения.

   3.Формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.

    4.Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков.

    5.Содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.

Слайд 4

Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников

 1.Организованное обучение

 2.Совместная деятельность взрослого и ребенка

 3.Самостоятельная деятельность детей

Слайд 5

Непосредственно образовательная деятельность

«Мои права и обязанности  в семье»

Слайд 6

Непосредственно образовательная деятельность

«Я имею право на имя и на гражданство»

Слайд 7

Непосредственно образовательная деятельность

«Я имею право на любовь и заботу»

Слайд 8

Непосредственно образовательная деятельность

«Я имею право»

Слайд 9

Непосредственно образовательная деятельность

«Я имею право на жильё и неприкосновенность»

Слайд 10

Непосредственно образовательная деятельность

«Право на медицинское обслуживание и охрану здоровья»

Слайд 11

Непосредственно образовательная деятельность

«Право на индивидуальность»

Слайд 12    Игровая деятельность  

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю встать  двоих родителей и подойти к доске.

Упражнение «Цветок»

(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)

Воспитатель:

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?

Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.

Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?

Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности малыша - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.

ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!

Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!

Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЖНОСТЬ.

А для того чтобы узнать ТРЕТИЙ СЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку

Воспитатель:

Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты. Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. Как уже говорилось ранее Конвенция о правах ребенка – это главный документ о правах ребенка, в ней раскрываются права каждого человека от рождения до 18 лет.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

 Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам разобрать три ситуации.

Ситуация 1 

Во время обеда ребёнок возит по столу тарелку, полную супа.

Мама делает замечание: «Осторожно! Разольёшь!» Ребёнок делает вид, что не заметил этих слов. Мама повторно делает замечание: «Не балуйся! Ешь суп!» Ребёнок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока он наконец не разольёт суп и не обольёт себя.

Вопросы: Как в данном случае поступить? Как себя вести?

Надо помнить, что основная цель наказания научить ребёнка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.


Ситуация 2

 Ваш ребёнок сообщил Вам, что один мальчик в группе говорит

плохие слова.

Вопрос: Какое право ребёнка нарушается родителями?

/Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления/

Ситуация 3 

В саду был организован досуг, посещение которого возможно

только в сопровождении родителя. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбам ребёнка и не пришли на мероприятие. Вечером вы нашли своего ребёнка в слезах.

Вопрос: Какое право ребёнка нарушили?

Воспитатель:

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Недаром врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний.  

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад школу, то в настоящее время, согласно Семейному кодексу защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка»

  Воспитатель предлагает родителям одного столика исполнить / зачитать/ отрывок из детской песни родителям другого столика, а они должны ответить.

Вопрос: О каком праве говорится в песенке? /по 2 отрывка на каждый стол/

1. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!

/Право на жизнь/

2. На прививку! Третий класс , Третий класс, третий класс! Вы слыхали? Это нас, Это нас, это нас. Я уколов не боюсь! Если надо уколюсь! На прививку вызывают, Братцы нас! /Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание/

3. Мы едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи, весёлые друзья. Тра –та –та, тра-та-та, мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку - забияку , обезьяну, попугая – вот Компания какая!

Право на мирные собрания и на свободное передвижение/

4. Я играю на гармошке у прохожих на виду… К сожаленью, день рожденья только раз в году.

/Право на развлечения, отдых/

5. Стал сапожником Енот, он для всех обувку шьёт: Тапки – на лапки, сапожки – на ножки, Даже старые ботинки принимаем для починки. /Право на труд/

6. Ох случилась вдруг беда, вдруг беда, вдруг беда. Выпал птенчик из гнезда, из гнезда, из гнезда!... Он зовёт на помощь мать, ищет мать, ищет мать…

Право на воспитание в семье/

7. Голубой вагон бежит, качается, Скорый поезд набирает ход… Ах, зачем же этот день кончается, Пусть бы он тянулся целый год.

/Право на пользование достижениями науки и техники/

8. К четырём прибавить два, по слогам читать слова Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

/Право на образование/

Воспитатель:

Итак, для себя мы должны определиться: каким  мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким?

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, безумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможные чудовища, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников, учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки – персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…

    Игра – основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре, он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами. Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

Воспитатель:

И наше собрание подходит к концу, но у нас  свами еще одно  упражнение.

Упражнение «В лучах родительского солнца»

(цель - выявление способов проявления родительской любви к ребенку, обмен родительским опытом)

Вам предложен круг, который символизирует Вас – родителей. Ваша задача каждому нарисовать луч. Рисуя лучик, вы должны дать ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю? (например: Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него. Я добрая и т.п.)

Воспитатель:

Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Обсуждение: Давайте поделимся своими педагогическими находками со всеми. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?».

А теперь внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.  

Воспитатель:

Уважаемые родители заполните пожалуйста анкеты.

Итог собрания:

Воспитатель:

 Мир и счастье нашего общего дома в наших с вами руках, только все вместе мы можем сохранить на общий Дом для каждого жителя Земли, для наших детей и внуков.

И в конце нашего собрания хочется пожелать вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути!

Воспитатель:

Примите на память о нашем собрании памятки.

Воспитатель:

На этом наше собрание подошло к концу. До свидания!

Конституция должна защищать,

Государство должно оберегать,

Чтобы дети росли у пап и мам

Здоровыми и сильными

На радость докторам!

Мальчишки и девчонки,

И мы вместе с ними

С рождения имеем право на имя.

Имеем мы право сказать как один:

- Я полноправный страны гражданин.

Имею я право нормально питаться,

Учиться, лечиться и развлекаться,

Расти в своём доме, в любимой семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовью, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя, как товар, продавать

И от учёбы его отрывать.

Терпимость и дружба,

Всеобщее братство,

Духовная близость - Вот это богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...