Слушаем музыку в детском саду
консультация на тему

Елена Владимировна Власова

Автором представлен материал о том как, когда и какую  музыку слушать с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushaem_muzyku_v_detskom_sadu.docx21.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

                         структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Слушаем музыку в детском саду

 Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает целым рядом впечатлений, развивает слух, память, воспитывает умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Дети любят слушать музыку и на занятиях и в часы досуга. Поэтому её следует органично включать в различные виды деятельности (физкультура, изобразительная деятельность и т.д.). Чем раньше ребенок получает возможность слушать музыку, тем более успешным становится его развитие. 

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.
- В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.
- У Четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.
Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

Поэтому существует необходимость окружать детей с раннего возраста хорошей, качественной музыкой, что у нас есть. Если ребенок будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда  станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы.

Так как приобщить  детей к качественной музыке?

Нужно чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью. Успех начального музыкального воспитания ребенка непосредственно и прямосвязан с развитием умения сопереживать общение с музыкой, как радость, а не как необходимость выполнять условия: "Сиди смирно, когда звучит музыка", "Слушай, как я играю", "Танцуй, как я тебе покажу". Поэтому нужно помочь ребенку найти свои доступные формы общения с музыкой. Поэтому я вижу здесь только один выход: удовольствие и интерес.

Что касается репертуара, то  очень близки детскому восприятию альбомы фортепианных пьес П.И.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения в них очень образны, лаконичны, доступны ребенку и интересны. Также необходимо знакомить детей с симфонической музыкой: "Петя и волк" С. Прокофьева, "Карнавал животных" Сен-Санса... Помимо "детской музыки" очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена.

Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях: "волшебные персонажи", "магазин игрушек", "сказочные цветы".

Предлагается следующая схема слушания музыкального произведения:

1.Знакомство с музыкальным произведением.

2.Личное переживание (проживание)

3.Уподобление образу (кошечка, дерево, цветок, ветер)

4.Осмысление, ведущее к собственным открытиям, созданию новых образов.

Рекомендуемые приемы

1.Контрастное сопоставление муз. произведений ( сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой)).

2.Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)

3.Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).

4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке (показ репродукций, ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "

5 Обогащение восприятия музыкального произведения посредством использования зрительных, слуховых, обонятельных (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами), тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь), вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре, "Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль...)

6. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке.

7.Выбор атрибутики и использование ее в импровизациях в процессе восприятия музыки.

8. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур")

9.Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.

Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения (сочинения стихов часто "белых", песенных образов).

Через красоту и добро слова, музыки, мы доступно и естественно зарождаем в сердце и душе ребенка понимание сложных нравственно - духовных категорий: любовь к Родине, природе, сопереживанию, неравнодушию!

Слушать музыку нужно и в повседневной жизни. Существует несколько правил прослушивания музыки:
- Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
- Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
- Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день.
Включаем музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды.  По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если ребенку нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.

Интернет источники:

http://detsadik-6.ucoz.ru/index/kak_muzyka_vlijaet_na_rebenka_i_kakuju_muzyku_slushat_detjam/0-85

https://babymusic.jimdo.com/музыка/

https://vk.com/topic-37891310_31476928

https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie/vystuplenie-po-teme-quot-slushanie-muzyki-v-detskom-sadu-quot-588709

Музыкальный руководитель Власова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Слушайте классику в детском саду

Работая в детском саду музыкальным руководителем, я  во время занятий стараюсь использовать классическую музыку для слушания. Вот как это у меня получается.Музыка окружает нас с самого рожд...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Слушаем музыку в детском саду

В материале по слушанию музыки даны поэтапные рекомендации музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений....

Книга «Музыка в детском саду». Первая младшая группа М. «Музыка» 1989 г.

Ред. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова  «Музыка в детском саду». Первая младшая группа  М. «Музыка» 1989г.Скачать здесь:  https://yadi.sk/i/Xa48UI-ZnDdyC...

Проект по слушанию классической музыки в детском саду "Слушаем. Понимаем. Творим."

Проект по слушанию классической музыки в детском саду...