презентация
презентация к уроку (младшая группа) по теме

Кривоносова Алина Анатольевна

показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в группе раннего возраста

по теме: «Что значит любить своего ребенка?»

 Цель: показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми.

Время проведения: приблизительно 1 час.

Упражнение «Знакомство»

Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они его так назвали.

Что значит любить своего ребенка?

- Уважаемые родители, скажите пожалуйста, что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка? (ответы родителей)

- Кто-то говорит, что любить своего ребенка – значит заботится о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи…. В последнее время я все чаще слышу, что любить своего ребенка – это говорить ему «Я тебя люблю!».

- Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все его существование, а потом и существование повзрослевших юношей и девушек. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Эти слова необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз!

- Ответьте себе на вопрос: «Как часто я говорю своему ребенку «Я тебя люблю!»?

- Как можно открыть ребенку свою любовь, какими способами? (ответы родителей)

- Существует три способа открыть ребенку свою любовь:

1) Слово – называйте ребенка ласковыми именами, пойте колыбельные песни, пусть в Вашем голосе звучит нежность.

2) Прикосновение – иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать. Физический контакт с матерью и отцом стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Психологи советуют более 30 прикосновений в день. Переласкать ребенка невозможно!

3) Взгляд – нельзя разговаривать с ребенком стоя к нему спиной или в полоборота. Не кричите из соседней комнаты, подойдите, присядьте, посмотрите в его глаза и скажите то, что хотите.

- Как вы думаете, есть ли такие родители, которые не любят своих детей? (ответы родителей)

- Почему это происходит? (ответы родителей)

- Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить в свое удовольствие. Родители мечтали о мальчике, а родилась девочка, и наоборот. Ребенок похож на отца, с которым мать в разводе. Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не получи в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

- Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления у ребенка. Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, «ломают» его природу и лишают любви.

«Кувшин чувств» 

Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.

Анализ результатов диагностики «Шкала отверженности ребенка»

Упражнение «Ребенок-статуя»

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Затем я раздаю шести присутствующим фразы, которые они будут произносить во время игры по моей команде.

Ты — моя маленькая дочь, моя дошкольница. Мы с тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) И мы дальше спешим в детский сад. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести фантики, те, которые ….

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

(Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

(И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка. И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

Потом я спрашиваю о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

Объятия

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

- Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

- Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. необходимости другому – одна из основных потребностей человека. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший.

- Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Безусловное принятие ребенка

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.

- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Они у него возникли, значит для этого есть основания.

- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие.

Тест: "Какой вы воспитатель?"

Сейчас я предлагаю Вам тест: « Какой вы воспитатель?». Он состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить "да" (то есть вы согласны с этим утверждением) или "нет" (вы придерживаетесь другого мнения).

Карточки с тестами у каждого родителя, все родители работают с тестом.

Вопросы - утверждения

Ваш ответ «Да» или «Нет»

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

 

2. Девочки лучше относятся к природе.

 

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.

 

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

 

5. Мальчики больше одарены в математике.

 

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

 

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

 

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

 

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

 

10. Мальчики агрессивнее.

 

11. Девочки менее активны.

 

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

 

13. Девочки более ласковы.

 

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

 

15. Мальчики более предприимчивы.

 

16. Девочки более трусливы.

 

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

 

Итого ответов «Да»

 

По окончании тестирования правильные ответы зачитывает воспитатель и шкалу баллов записывает на доске.

Правильные ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать:

девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6—9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10—12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10—13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два — три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться.

Подведение итогов тестирования:

Если Вы набрали:

14 – 17 баллов (т.е. ответов «Да») - Вы владеете хорошими воспитательными навыками;

6-13 баллов – Не всё так плохо, но Вам нужно больше внимания уделять знаниям и навыкам воспитания в семье

Если меньше 5 баллов – Вам необходимо расширить знания по вопросам воспитания в семье.

(Обсуждение результатов теста, обмен мнениями)

Родительская любовь

Родительская любовь – это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей.

Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви.

Женщина может стать действительно любящей матерью, только если она сама способна любить вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей.

Для маленького ребенка родители – это весь мир. Угроза оказаться отвергнутыми родителями или лишиться родительской любви – это для маленького ребенка нечто опасное буквально для самой его жизни.

Отношение окружающих, в первую очередь матери, к ребенку, его потребностям, его желаниям запечатлевается в душе ребенка с первых дней его жизни. Если он получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой:

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка Ф.М. Достоевский Права ребёнка в семье

Слайд 2

Данные статистики: Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет; Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей; 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.

Слайд 3

1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка; В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка; 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН; 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу с 1 октября 1990 г. Международные документы

Слайд 4

Основные права ребёнка, сформулированные в Конвенции: право на жизнь; на гражданство; на образование; на отдых; на заботу родителей; на защиту от физического и психического насилия; на развитие личных талантов, умственных и физических способностей; сохранение своей индивидуальности; на общение, которое развивает достоинство и значимость личности.

Слайд 5

Права родителей: любить ребёнка; давать советы; контролировать поступки ребёнка, исполнение ими обязанностей (частично); поощрять; высказывать недовольство в корретной форме, не унижая достоинство ребёнка; убеждать и т. д.

Слайд 6

Права детей: проявлять заботу о родителях; принимать и не принимать советы; выражать своё мнение в корректной форме; выбирать свой имидж и способ времяпрепровождения с учётом требований и норм общественной морали, финансовых возможностей родителей и без риска для здоровья; иметь право выбора друзей.

Слайд 7

Анкетирование родителей 1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка? Балл Да 3 Не очень 2 Плохо 1 2. Много ли вы внимания уделяете воспитанию своего ребенка Круглые сутки 3 5-6 часов в сутки 2 1-2 часа в сутки 1 3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи? Всегда 3 Иногда 2 Никогда 1 4. Как вы поощряете своего ребенка? Радуетесь вместе с ним его успехам 3 Просто хвалите 2 Покупаете дорогие вещи, игрушки 1 5. Как вы наказываете своего ребенка? Делаете вид, что огорчены, и не разговариваете с ним 3 Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер 2 Применяете физическую силу, не разрешаете гулять 1

Слайд 8

Статья 18 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Государства — участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Слайд 9

Статья 19 Конвенции о правах ребёнка гласит: 1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке. 2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Слайд 10

Статья 28 Конвенции о правах ребёнка гласит: 1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b ) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; с) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d ) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Слайд 11

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается Народная мудрость

Слайд 12

«Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать» Конвенция прав ребёнка

Слайд 13

«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте» В. Сухомлинский

Слайд 14

Правила поведения в семье: Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Необходимо чаще разговаривать с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас. Организуйте свой быт так, чтобы ребёнок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.

Слайд 15

Правила поведения в семье: Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для положительного подражания каждый день. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Слайд 16

Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами.

Слайд 17

Каждый ребенок имеет право на счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...