Папка-передвижка "Уроки доброты"
консультация (младшая группа) на тему
Интересная информация о доброте для родителей малышей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobroty_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_semi.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Уважаемые педагоги!
Добрые чувства должны уходить
своими корнями в детство...
Если добрые чувства
не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитать,
потому что подлинно человеческое
утверждается в душе
одновременно с познанием
первых и важнейших истин…
В детстве человек должен
пройти эмоциональную школу –
школу воспитания добрых чувств».
В. А. Сухомлинский
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...»
Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их проявлять внимание и доброе отношение.
Некоторые родители считают что доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту очень узко, связывая ее проявление лишь с отдельными действиями ребенка: угостил бабушку яблоком, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота о их удобстве и покое, готовность быть полезным.
В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного удовольствия, радость человека «сотворившего» добро. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.
Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является: умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Советскими психологами доказано, что отсутствие родительской любви, заботы, теплоты, доброго отношения в целом отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом. Но нельзя забывать другую сторону требования: учить детей отвечать на добро добром. Любить людей. Как можно сформировать отзывчивость без умения сопереживать, сочувствовать.
Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого - всему этому ребенка надо учить. Любого ребенка можно воспитать добрым, опираясь на стремление детей к хорошим поступкам. Дети действуют больше по велению сердца. Чем по законам здравого смысла поэтому воспитание доброты следует начинать с пробуждения добрых чувств, вызванных добрыми поступками самих родителе , других людей..Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать. развивать. Детские чувства должны стимулировать детские поступки.
Сами родители иногда формируют эгоизм у детей: «Это только тебе». «Никому не давай игрушку». Ребенок может любить бабушку за то,что она все разрешает, а маму за то , что покупает игрушки. Родителям надо помнить, что эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, поэтому надо вникать в мотив детского поступка. Развивать у ребенка умение поступиться своим «я», « хочу» ради «мы», « обязан». Родители редко предают значение том , что ребенок забыл поделиться, проявляет равнодушие к их радостями огорчениям. Родители не должны оставлять без внимания ни одного грубого действия со стороны детей относительно себя или другого ребенка. Случается ,что ребенок дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Все это не должно проходить мимо внимания родителей. Надо вызывать чувство отвращения к плохим поступкам, стыда за них.
Какие же методы и приемы следует использовать?
Самым важным является ПРИМЕР поведения самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой наблюдательностью и высокой подражательностью. Они улавливают внешнюю форму и способы обращения родителей между собой, с окружающими людьми.. Хорошо когда дети видят улыбку на лицах родителей, эту спутницу доброго отношения к людям, улавливают расположенность, желание помочь, слышат приветливый тон и добрые слова, однако одного примера в воспитании доброты не достаточно, необходимо использовать УПРАЖНЕНИЕ детей в добрых поступках. Это может быть и услуга и помощь старшим : подать тапочки, сумку, помочь приготовить обед, открыть дверь, пропустить вперед .Хорошо когда в семьях практикуются общие дела родителей с детьми. Естественно . что инициатива вначале исходит от родителей.. Детей надо учить присматриваться к физическому и духовному состоянию родных, так как рассчитывать что дети заметят плохое настроение, недомогание близких вряд ли приходится.» Что-то грустная твоя подружка, спроси , что случилось.», «Узнай как бабушка себя чувствует.»Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и мыслить по законам доброты. Здесь помогут родителям БЕСЕДЫ о том, какого человека называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы…?» В воспитании доброты важна ОЦЕНКА, которая утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее.
Порицание, осуждение тормозит нежелательные поступки детей. Исследования советских педагогов показывают, что чувство симпатии в форме сопереживания проявляются дошкольников и при чтении СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Например: В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.
Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к размышлению. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».
Детям дошкольного возраста доступны некоторые ПОСЛОВИЦЫ. Они легко запоминаются и положительно воздействуют на них. «При солнышке тепло , при матери добро», «Плохое плохому, а доброе доброму», « Добрый скорее дело сделает чем сердитый» и другие.
Используя в системе перечисленные методы, родители могут сформировать у детей умение поступать по законам добрых человеческих отношений, добиваться того, что бы доброта стала чертой характера ребенка, необходимой ему в дальнейшей жизни.
Работа воспитателя не может быть успешной без помощи родителей. Проводится анкетирование.
Папка-передвижка с десятью правилами воспитания ребенка.
1. Люби своего ребенка!
2. Охраняй своего ребенка!
3. Будь добрым примером для своего ребенка!
4. Играй со своим ребенком!
5. Трудись со своим ребенком!
6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
7. Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
8. Приучай ребенка быть послушным!
9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
Дети знакомится с правилами поведения и учатся использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:
- хочешь играть, попроси разрешения;
- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
- играя, думай, чем помочь товарищам;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его;
- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это
вежливо;
- внимательно выслушивай всех участников;
- не требуй для себя все время главных ролей;
- будь справедливым в игре;
- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети оценивают отрицательные поступки сверстников, а впоследствии, и свои.
Как обучать детей правилам?
Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».
У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.
Создаются благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Заключительное слово
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и прижмите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с этой консультации. Пусть этот опыт поможет быть вам добрее и терпимее друг другу, помогает находит то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов — откройте глаза. А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы связаны с другими, но в тоже время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется быть одному. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но ни кто из нас не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества, в котором живет.
Каждый подержит в руках бусы, и скажет какой вывод он сделал для себя.
Помните: Добрые слова — корни
Добрые мысли — цвета
Добрые дела — плоды
Добрые сердца - сады
Игра «Словарь вежливых слов»
В стихотворение нужно вставить подходящие по смыслу слова.
Растёт ледяная глыба
От слова доброго ….......(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит...........(добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы......... (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости.
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и Дании
На прощанье говорят (до свидание)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо извините.
Позвольте разрешите.
Я вас благодарю.
Консультация для родителей «Воспитание добротой»
Консультация для родителей «Воспитание добротой»
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.
Говорите о сложном просто
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Наказывая, подумай!? Зачем?!
Семь правил о наказании:
Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
Наказывайте, но не унижайте.
Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Советы родителям в воспитании детей
Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект, посвященный дню спонтанного проявления доброты "День доброты" для детей младшего возраста
В нашей группе «Умники и умницы» мы провели проект «День доброты», посвящённый дню спонтанного проявления доброты, 17 февраля. В гости к ребятам пришла Баба-Яга и спросила: «Что такое доброта?». Дети ...
Тематический день - акция "Что такое доброта? Доброта это когда..."
План работы с детьми в тематический день...
Презентация для недели Доброты "По дороге к доброте".
Что такое доброта? Что значит быть добрым? Какими качествами должен обладать добрый человек?...
Педагогический мини проект « Весенняя неделя доброты» ( к Всемирному дню спонтанного проявления доброты - 17 февраля) 1 младшая группа (2-3- года)
: проблемма нравственного воспитания всегда имела особую актуальность. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А.Сухо...
Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.
Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....
презентация "Доброта- воспитание в ребенке доброты"
Познакомить детей с правилами доброты:стихи ,пословицы.......
Доброта спасёт мир. Как рассказать детям о доброте?
А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души т...