рекомендации для воспитателей
консультация на тему
Использование фоновой музыки в образовательном пространстве детского сада и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonovaya_muzyka.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Использование фоновой музыки в образовательном пространстве
детского сада и семьи.
Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления. Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня
Социальная значимость такой работы направлена на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и на сохранение здоровья воспитанников. Включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада поможет привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предполагаемые результаты для педагогов:
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.
Для воспитанников:
- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- появление интереса к музыкальной культуре; активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
- повышение музыкальной культуры;
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- повышение статуса семейного воспитания.
Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому подбираются такие произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Рекомендации для педагогов:
- задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
- музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;
- степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
- перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;
- использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время звучания | Режимные моменты | Преобладающий |
7:30–8:00 | Утренний прием | Радостно-спокойный |
8:40–9:00 | Настрой на занятия | Уверенный, активный |
12:20–12:40 | Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
15:00–15:15 | Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Включение музыки в образовательную деятельность.
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная | Содержание деятельности |
Активная | Познание; игровая; музыкально-художественная; двигательная; коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | Трудовая; познание; продуктивная; восприятие художественной литературы; коммуникативная | Педагог использует музыку как фон музыка звучит негромко, как бы |
Примерный репертуар фоновой музыки
Функция фоновой музыки | Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) | К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". В.-А. Моцарт. "Реквием". К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) | Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии". Б. Монти. "Чардаш" |
Активизирующая (возбуждающая) | П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд". В.-А. Моцарт. "Турецкий марш". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
Успокаивающая (умиротворяющая) | Ф. Шопен. Прелюдия ми минор. Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных. М. Глинка. "Жаворонок". А. Лядов. "Музыкальная табакерка". К. Сен-Санс. "Лебедь". Ф. Шуберт. "Серенада". П.И. Чайковский. "Вальс цветов" |
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) | И.-С. Бах. "Ария". А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор. П.И. Чайковский. "Времена года" |
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома
Музыка для утреннего подъема | Музыка, настраивающая на занятия | Музыка перед сном | Просыпательная музыка |
А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Л. Бетховен. Увертюра Б. Монти. "Чардаш". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии" | А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". И.-С. Бах. «Ария». П.И. Чайковский. "Времена года". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор | Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика". В.-А. Моцарт. "Реквием". Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде" | П.И. Чайковский. "Вальс цветов". Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
Источник: "Справочник музыкального руководителя", №1 (июль), 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей и начинающих старших воспитателей по планированию сюжетно-ролевых игр.
перечень сюжетно -ролевых игр с современном содержанием...
Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка».
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...
Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)
Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: - с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...
Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»
Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...