Родительское собрание «Очень многое мы можем, очень много мы умеем»
методическая разработка на тему

Горюнова Татьяна Викторовна

Самостоятельность – ценное качество необходимое человеку в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Очень многое мы можем, очень много мы умеем»

Родительское собрание

Самостоятельность – ценное качество необходимое человеку в жизни. Воспитывать надо его с детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас приходилось слышать на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Часто по разным причинам (отсутствие времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.) Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

(Дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?)

Что говорят нам психологи?

Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей в никоем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

  1. Негативизм (т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремиться все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям взрослого)
  2. Упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он это потребовал.
  3. Строптивость. Ребенок начинает отрицать все то, что он делал раньше. Его протест безличен, направлен  против всего образа жизни.
  4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
  5. Бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца, замахиваться на них. Точно также он может изменить свое отношение и к игрушкам, отказывается играть с ними, разбрасывая их с агрессией.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказывать серьезное негативное влияние на развитие ребенка. 

Я в своей родной квартире как на службе строевой.

Командир на командире… Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться. По приказу - умываться,

По приказу – одеваться, рано заправлять кровать.

По команде есть садиться, по заданию учиться.

По режиму – спать ложиться, по будильнику - вставать.

Теперь Вам, ясно, почему начал огрызаться Я?

Конец терпенью моему.

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ («Взрослым» М. Шварц)

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями?

Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

                (опыт родителей)

Итак, какой мы делаем вывод: Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, к 2, 5 годам дети уже могут самостоятельно одеваться и раздеваться (взрослый помогает застегивать, завязывать, надевать обувь), умываться, есть, пользоваться ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют поручения взрослых.

   Дорогие родители, давайте попробуем вместе определить перечень действий, доступных детской самостоятельности. (Раздать памятки, см. приложение)

   Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Оптимальный возраст ребенка для успешного обучения его навыкам одевания – 2-3 года. В 3,5 -4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках), что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.  

   Прежде всего, надо создать условия, необходимые для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, детский стульчик, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, носков…), постоянное место для полотенца…  Но и этого еще недостаточно. Необходимо еще научиться правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

•        Вот сейчас мы в этом потренируемся. (Педагогические ситуации)

    Мама утром собирает дочку в садик и предлагает ей одеть штанишки самой, девочка капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что она еще маленькая. Вопрос к родителям : Как должна поступить мама в этой ситуации?      «Ване четвёртый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять куртку или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напомнить, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слёзы и жалобно заявляет: «не хочу, не умею». Зато дома со взрослыми у Вани властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слёзы, И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный! Он ещё маленький! Нервный ребёнок, требуется осторожность!» Это часто произносится в присутствии мальчика. Вопросы к родителям: Чем обусловлена беспомощность Вани? Какую оценку Вы дадите взрослым? Можно ли такими методами воспитывать у ребёнка самостоятельность?

1. Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку.

Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”.

Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

Вопросы:

Каковы последствия такого поведения мамы?

Бывали ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходили из них?

Как лучше вести себя в таких ситуациях?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствие ребенок может вырасти пассивным, ленивым.)

Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”

2. Другая ситуация. Кате 3 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Вопрос:

Почему так происходит?

Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

( Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову) . Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

Мы с вами рассмотрели 2 ситуации. Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это? (Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)

  •  «Слово-эстафета».  Я начну, а вы продолжайте: «Чтобы мой ребенок  мог  стать самостоятельным,  я…»

ВЫВОД:

В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими  мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. И закончить мне хотелось бы такими словами: Вместе мы многое сможем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей по самообслуживанию детей младшего дошкольного возраста.

Дети должны уметь:

1. Одевание: одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать свои вещи в шкаф, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

2. Приём пищи: правильно пользоваться ложкой, вилкой, пить из чашки. Во время приёма пищи есть аккуратно, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить.

3. Умывание: мыть руки лицо, засучив рукава, не разбрызгивая воду. Правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду. Насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

4. Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация на родительское собрание «Влияние многих зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста»

Анализ зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание во второй младшей группе "Очень многое мы можем, очень многое умеем"

Цель: Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни (показ деятельности детей по физической культуре), подведение итогов учебного года, педагогическое просвещение р...

Доклад на родительское собрание в младшей группе тема “Очень многое мы можем, очень много мы умеем”

Доклад воспитателя для рдителей младшей группы на родительское собрание...

Родительское собрание "Очень многое мы можем, очень многое умеем"

Родительское собрание "Очень многое мы можем, очень многое умеем"...

Итоговое родительское собрание: «Очень многое мы можем, очень многое умеем».

Цель: подведение итогов совместной творческой деятельности в создании развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию в младшей группе.  Задачи: Установить партнё...