Доклад «Значимость артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников»
консультация (средняя группа) на тему
Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Значимость артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников»
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционная гимнастика служит для развития, уточнения и совершенствованияосновных движений органов речи, перечисленных выше.
Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а так же для формирования правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильногопроизнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут.
2. Движения выполняются перед зеркалом. Зеркала должны быть индивидуальными в пластмассовом корпусе, на подставке. Каждое зеркало обрабатывается.
3. Взрослый контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком. Самоконтроль ребенка перед зеркалом.
4. Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко.
5. При отборе материала для артикуляционной гимнастики не обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для этого применяются стихотворения или символы - картинки.
6. Выполнение каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой миг «замирали» в определенной позиции. Педагог в это время медленно считает.
7. На одно занятие берется не более 5-7 упражнений (2-3 упражнения для губ, 3-4 упражнения для языка).
8. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены. Должна быть предусмотрена техника безопасности при работе с зеркалами.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- использование игрового приема (рассказ или стихотворение о предстоящем упражнении);
- показ упражнения взрослым;
- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными, координированными.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить. Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.
Артикуляционная гимнастика проводится по следующей схеме:
- упражнения на развитие подвижности нижней челюсти;
- упражнения для губ;
- упражнения для языка;
- упражнения на развитие дыхания.
Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.
Данное пособие поможет родителям в ранней профилактике и коррекции дефектно произносимых звуков речи у детей....
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик в развитии речи дошкольников»
Развитие речи дошкольников через использование пальчиковой и артикуляционной гимнастик...
Книга: Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
Елена Степановна АнищенковаАртикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов...
Памятка "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников...
Будем говорить правильно! О значении артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа арт...
Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...