Консультация «Рассматривание иллюстраций как один из способов привлечения ребенка к художественному творчеству»
консультация на тему
Из всего многообразия видов графики доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация – это особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений. Дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки в книгах. В нашей стране много замечательных художников, работающих в книжной графике. Есть те, кто отдает лишь ей часть своего времени, своего творчества, а есть художники, полностью посвятившие себя этому виду искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassmatrivanie_illyustratsiy_kak_vazhnyy_aspekt_v_vospitanii_rebenka.docx | 883.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области
«Рассматривание иллюстраций как один из способов привлечения ребенка
к художественному творчеству»
Подготовила: воспитатель
Яшина Н. В.
Из всего многообразия видов графики доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация – это особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений. Дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки в книгах. В нашей стране много замечательных художников, работающих в книжной графике. Есть те, кто отдает лишь ей часть своего времени, своего творчества, а есть художники, полностью посвятившие себя этому виду искусства.
Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства. Образы зверей, птиц, детей наших лучших художников – иллюстраторов полны теплоты, сочувствия к тем, кто добродушен, беспомощен, весел, бесхитростен, храбр, самоотвержен. Образы же хитрых, лживых, трусливых, жадных ясно раскрываются в оценке их художником, в его отношении к ним. Просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам, хорошо знакомым ребятам, беседы о том, что это за люди, что за звери, какие они, как характеризуется их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев и событий. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми. А дети эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают.
В детском саду мы знакомим детей с творчеством Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Ю. Коровина, А. Пахомова, Е. Рачева, В. Лебедева, В. Конашевича. У каждого из них есть любимая тема, в которой они работают. У Ю. Васнецова и Е. Рачева – тема сказок, народной шутки, скоморошества. Е. Чарушин – один из лучших анималистов стране. Его любимая тема – животные, их мир, жизнь, ощущения. А. Ф. Пахомов любил рисовать детей, это его самая любимая тема, и, конечно он один из самых лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого о детях. Ю. Конашевич и В. Лебедев отлично иллюстрируют произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Я. Маршака и т. п. Все эти художники с большой буквы, т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи. Образы детей, птиц, животных в изображении этих художников необычайно выразительны привлекательны. То трогательны, то смешны, всегда привлекают симпатию детей.
Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь. Например, Ю. Васнецов примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать у него всегда цветной фон, много декора в народном стиле. Е. Рачев изображает животных более реально, ближе к натуре, хотя и подчеркивает их сказочность красивой одеждой в народном стиле. У него реальны предметы быта пейзажа, нет цветного фона. А ведь оба художника работают по сказочным темам. Е. Чарушин тоже рисовал животных. Но как? Он – реалист. И настолько изучал мир наших младших братьев, что не просто изображал, а давал характер, подчеркивая позой, мимикой реакцию, их на какое – либо событие, явление. Они нам близки – они наши младшие братья.
Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, заинтересовать детей жизнью, протекающий рядом с нами, помогают растит людей, неравнодушных к окружающему, не эгоцентристов. Как же мы знакомим детей с творчеством художников – иллюстраторов? Какие же иллюстрации соответствуют уровню восприятия трехлетних детей?
В первую очередь дети знакомятся с иллюстрациями произведений, которые знакомы им или прочитаны недавно на занятии. Это рисунки Е. Чарушина или В. Васнецова к русским народным сказкам «Курочка ряба», В. Конашевича к стихотворению А. Барто «Игрушки», иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным потешкам (сборники «Небылицы в лицах», «Радуга – дуга», «Ерши – малыши»).
В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике, знакомство с иллюстрациями художников: В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева. Занятия строятся по- разному: целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину, или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере.
Рассматриваются иллюстрации одного художника. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки В. Конашевича и Е. Рачева).
Есть такой прием: дети вспоминают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку», характеризуют героев, комментируют события. Только после этого рассматриваются иллюстрации различных художников (И. Билибина, К. Кузнецова, Т. Ерёмина).
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в игру «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке».
Знакомя детей с творчеством художников – иллюстраторов, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами. Рассказывать детям даже о печатной графике (например, литографии Е. Чарушина). Они, литографии, уже больше по размеру. Рассказать, как художник вырезает свои изображение на специальном камне, а потом переносит его в красках на листы бумаги, придавливая.
Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, по сути дела это наши коллеги.
Каков же итог? Дети знакомятся не только с миром чистого, прекрасного, они воспитываются нравственно. Сюда входят эмоциональная отзывчивость, доброта, гуманное отношение к животным, растениям и много – много другого.
Интернет-ресурс:
ttps://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/26/konsultatsiya-dlya-roditeley-rassmatrivanie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве"
Статья рассказывает родителям о нетрадиционных техниках рисования...
Консультация для педагогов «Методы речевого развития на занятиях по художественному творчеству»
Художественное творчество как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…»В. А....
Консультация "Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей"
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...
Консультация "Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей"
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...
Консультация для родителей : "Скороговорки-один из способов развития речи детей"
quot;Скороговорки-один из способов развития речи детей"...
Консультация для родителей : «Скороговорки-один из способов развития речи детей».
Консультация для родителей : «Скороговорки-один из способов развития речи детей»....
Непосредственная образовательная деятельность. Использование нетрадиционных способов изображения в художественном творчестве (рисование свечой).
Презентация к уроку по рисованию....
- Мне нравится (4)