Консультация для родителей дошкольников среднего возраста "Игры ТРИЗ дома"
консультация на тему
Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, креативные, умеющие принимать нестандартные решения. Развитию личности с такими качествами способствует ТРИЗ-технология. Но элементы ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и родителями дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 117.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Аленка»
города Сафоново Смоленской области
Консультация для родителей
дошкольников среднего возраста
«Игры ТРИЗ дома»
Воспитатель: Щокало С.В.
Перемены последних лет показали, что сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого. Развитию личности с такими качествами способствует ТРИЗ-технология, разработанная бакинским ученым, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Используемая мною в работе адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Но элементы ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и дома. И я хочу предложить вам, уважаемые родители, некоторые игры, упражнения, которые помогут вам не только развивать творческое мышление вашмалыша, но и занимательно провести время.
- «Хорошо-плохо»
. Она позволяет ребёнку понять, что в любом явлении, объекте есть свои положительные и отрицательные свойства. Ведь по большому счёту – всё в мире относительно!
Детям предлагается тема. Например, «Зима». Далее обсуждается, чем хороша зима. А что в ней плохого? На каждый положительный аргумент можно выкладывать красные пуговицы, а на отрицательный – синие. Потом подсчитываем пуговицы и делаем выводы. Необходимо стараться, чтобы положительных моментов было больше.
- «Назови часть целого».
Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым (системой) видеть часть (подсистему). Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло), стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.
- «Да – нет!»
Ведущий загадывает слово. Дети должны его отгадать с помощью вопросов, на которые ведущему можно отвечать только «да» или «нет».
- «Теремок».
Цель – учить детей сравнивать предметы по различным признакам, суметь найти между ними общее.
Дети выбирают себе картинку с изображением объекта или сам предмет. Обыгрывается известная сказка, но поселится в теремке только тот, кто сможет найти что-то общее с предыдущим жильцом.
« Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Пробегала мимо книга:
- Тук, тук! Кто в теремочке живет?
Никто книге не ответил, и она поселилась в нем. Пробегал мимо лист березовый:
- Тук, тук! Кто в теремочке живет?
- Я – книга. А ты кто?
- А я лист березовый. Пусти меня жить к себе.
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож?
- Я лист и у тебя есть листы. Я родился на дереве и тебя сделали из дерева.»
И т.д.
- «Увеличение – уменьшение».
Гуляя с малышом зимой, любуясь падающими снежинками, спросите его: «А что было бы, если снежинки были большими, как мы?». И высказывайте предположения вместе: ходить в снегопад было бы невозможно, ведь снежинки очень тяжёлые; выпадут всего несколько таких снежинок, и сугробы будут выше головы; дворники не справились бы с такими «богатырскими» снежинками. А вдруг, автобусы и трамваи стали бы малюсенькими, что тогда? Хорошее настроение вам будет обеспечено на всю прогулку.
- «Я представлю себя…»
Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?».
Помогите ребёнку ответить на эти вопросы. Обратите внимание, что деревьям плохо, когда их ломают. Что животным больно, если их ударить, что птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогут вашему малышу более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам. Можно представить себя и неодушевлённым предметом. Например, игрушкой. «Я – щенок. Мне очень нравится, когда моя хозяйка аккуратно играет со мной! Я люблю играть! Но иногда у неё плохое настроение, и она может оттолкнуть меня, бросить на пол. Или просто забыть покормить меня, мне плохо». Поверьте, после такого «превращения» ваш малыш станет постепенно более заботлив к животным. К тому же, это развивает воображение, фантазию, речь ребёнка.
- "Маша-растеряша".
Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Из членов семьи выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
- "Перевертыши".
Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно
- "Сочинение историй"
Придумать сказку, в которой участвовали бы конкретно заданные герои или придумать своего персонажа.
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. Если ребенок затрудняется в своих фантазиях, то взрослый может начинать предложения, а ребенок пусть его закончит.
- "Незаконченные рисунки"
Взрослый рисует или часть какого-либо объекта, или ставит непонятную кляксу. Ребенку необходимо дорисовать так, чтобы в рисунке появился смысл.
- «Превращения»
В ходе игры придумываются новые назначения предметов при потере какой-либо его части. Например, взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул). Возможно придумывание абсолютно фантастического назначения, функции предмета.
- "Робинзон Крузо"
Цель: учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Правила игры: взрослый рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ребенку можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.
- «Цепочка»
Ребёнок называет объект, взрослый – его свойство, ребенок – объект с названным свойством, взрослый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевые игры по дороге домой с дошкольниками".
Консультация для родителей "Речевые игры по дороге домой с дошкольниками". Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут спо...
Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....
Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...
Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Игры и творческие задания для развития выразительности речи
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле ...
Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Во время чтения.
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже...
Статья : Консультация для родителей в средней группе"Сидим дома".
Когда мы сидим с ребенком дома возникает вопрос: «Чем его занять?»....
Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».
Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила о безопас...