Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. В статье авторы рассказывают о способах развития у детей математических способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey_u_detey.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Аннотация: В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. В статье авторы рассказывают о способах развития у детей математических способностей.

Ключевые слова: математические способности, проблемные ситуации.

В современных школах программы довольно насыщены. В семьях для детей приобретают компьютеры. Требования основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Всё это обуславливает необходимость знакомства ребёнка с основами информатики уже в дошкольный период. К началу обучения в школе дети должны иметь следующие знания:

- счёт до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение называть цифры;

- называть предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка;

- умение разделить предмет на 2-4 равные части;

- уметь измерять длину, ширину, высоту;

- узнавать и изображать геометрические фигуры;

- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже.

В математике важным является не качество предметов, а их количество.

 Мы учим детей счёту на конкретных предметах.  Каждый ребёнок понимает что все предметы можно сосчитать. считать можно просто так, например, мы можем попросить детей подсчитать  в группе предметы - столы, машины, или ступеньки на лестнице, когда дети идут гулять.

Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Ребёнку легче понять, когда он видит, щупает предмет. Чтобы было много наглядности, мы изготавливаем пособия по математике: карточки для счета, бумажные полоски для наложения предметов и для приложения предметов, кружки.

Математика в школе - очень сложный предмет. Чтобы у детей не пропал интерес к математике, чтобы занятия проходили в занимательной, весёлой форме, мы используем различные предметы и материал. Так  для формирования у детей элементарных навыков счёта мы используем для занятий игры типа Лото" и "Домино". Такие занятия помогут детям в дальнейшем в школе.

Для формирования у детей математических представлений мы используем разнообразные дидактические игры. Такие игры формируют представления о соотношении цифры и числа, развивают умение ориентироваться в пространстве, во времени, делать выводы. Так для обучения детей ориентировке во времени используем часы. Чтобы ребёнок хорошо различал расположение предметов в пространстве, мы в помещении детского сада или на прогулке просим детей назвать предметы которых много, мало или один:

кукол много, компьютер один; кроватей много, доска одна.

Во время прочтения детям сказок, когда встречаются слова числительные, мы просим детей отложить столько кружков, сколько, например, было героев в сказке. Затем спрашиваем, каких героев было больше, каких меньше. Можно сравнить героев  по величине: кто больше - волк или коза, кто меньше. Предлагаем детям самим придумать сказки с числительными. Пусть они скажут сколько в них  персонажей, какие они (кто больше – меньше, выше - ниже). А затем можно не только рассказать о них, но и изобразить на полотне.

Очень важно для детей знать порядковые числа в пределах десятка. Наши дети с удовольствием играют в дидактическую игру"Угадай число", где надо угадать последующее и предыдущие числа.  

 Например, нужно назвать число больше четырёх, но меньше шести.

Дети очень любят играть счётными палочками. Мы  с детьми составляем геометрические фигуры, цифры и буквы из палочек. К составленной из палочек цифре подбирают предметы, например, строят три дома или четыре дерева.

 Мы не заставляем детей специально заниматься. Дошкольники сами с удовольствием занимаются упражнениями по написанию цифр. Упражняясь в написании цифр дети развивают мелкую моторику руки. Это  пригодится им в школе при  правописании.

В школе детям нужно уметь сравнивать, обобщать, анализировать. Мы учим детей с помощью логических задач самостоятельно находить пути  решения, справляться с  проблемными  ситуациями. Логические игры воспитывают у детей способность к творческому поиску, познавательный интерес, желание и умение учиться.  

Таким образом, мы прививаем детям знания из области математики, информатики, русского языка, учим детей  выполнять различные действия, развиваем память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.

 

Список литературы.

1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы.» М.:Мозаика-Синтез,2010.- 331с.

2.Мальцева И.В. «Математика для дошкольников» М.: Клевер, 2015.-73с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...