Дидактическая игра, как средство познания мира
материал (младшая группа) на тему

Соломенцева Валентина Николаевна

 

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_poznaniya_mira.odt9.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство познания мира»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания».

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

В своей практике для развития познавательного интереса детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, прилагать усилия воли, получает радость от выполнения задания.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.

Правила игры направлены на воспитание положительных игровых отношений.

Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, я прихожу к выводу, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.

При ознакомлении с цветом с первых занятий я сразу знакомлю детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым.

Для этого я использую такие дидактические игры, как «Прятки», «Радуга-дуга», «Магазин» и другие. После того, как дети научатся различать и называть все 6 цветов спектра, я знакомлю их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней»..

Знакомиться с цветом, формой, величиной предметов детям помогают тряпичные человечки – фигурята: «Квадратенок», «Кругленок» «Треугольничек» (звучащие подушечки круглой, квадратной и треугольной формы). Они помогают, например игрушкам спрятаться в деревянные домики разного цвета, одинаковой величины, в комнаты разного цвета разместить такого же цвета игрушки.

С «фигурятами», «кругленком», «квадратенком», «треугольничком» дети играют увлеченно и охотно.

Знакомство детей с величиной происходит в сравнении трех объектов, существенно различающихся по величине (матрешка «большая», «поменьше», «маленькая». По определению высоты использую дидактическую игру: «Сказочные деревья» ( разной высоты, с листьями и яблоками), дидактические игры с куклой «Катя проснулась», «Катя обедает», «Новая кукла», словесные игры «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок» и другие.

Таким образом: дидактические игры по сенсорному воспитанию детей представляют собой определенную усложняющую систему.

Следуя этой системе, учитывая уровень развития детей и их интересы, я могу быть уверенной в том, что дети будут безошибочно ориентироваться в окружающем мире, у них сформируются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, и всё это будет доставлять им эмоциональную радость.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Наблюдая и играя вместе с детьми, я вижу как дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...

Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Познавательные и интеллектуальные игры, как средство познания окружающего мира.

Познавательные и интеллектуальные игры, как средство познания окружающего мира....

«Подвижная игра как средство познания окружающего мира, себя и сверстников». Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

В современной педагогике и в условиях ФГОС активно используют игру во всём её разнообразии. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как школа воспитания. В ней свои...

«Народная игра как средство познания мира природы»

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь....

Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...