Дидактические игры, их характеристика и классификация
консультация на тему

Доронина Светлана Владимировна


Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, манипулировать предметами и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_ih_harakteristika_i_klassifikatsiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, их характеристика и классификация

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.  Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.  И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». А.С.Макаренко

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и основным средством воспитания и обучения детей.

В игре дети:

  • Учатся применять имеющиеся у них знания;
  • Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
  • Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
  • В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

Существуют различные подходы к классификации детских игр:

с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …);

- учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.);

- с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные);

- с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые);

- по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.);

- по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие);

- по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настольно-печатные…);

Традиционная классификация
Два основных типа игр:

  • Творческие или игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде);
  • с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)

В   современной  дошкольной   педагогике   принята  классификация   игр   С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);
  •  дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

 подвижные игры.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Дидактическая игра

Эти игры используются как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами.

Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.

Виды дидактических игр

1.Предметные дидактические игры. Это могут быть предметы природы, игрушки (плоды, семена, неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.);

2. Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления.

Их цель:

- закрепление знаний о предметах и их назначении;

- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;

- установление взаимосвязи между предметами;

- составление целого из частей.

3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Дидактическая игра как игровой метод обучения 

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра как форма обучения детей 

Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра состоит:

1) дидактической игровой задачи;

2) игрового действия и отношения играющих.

Игровая задача – для чего эта игра, что развивает.

Игровые действия – ход игры (что, зачем), у каждого играющего есть свой определенный ход.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактическая игра "Что лишнее?" на классификацию музыкальных инструментов народного оркестра".

Уважаемые коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру на закрепление знаний о музыкальных инструментах народного оркестра. Презентация работает по щелчку (улетают лишние музыкальн...

Дидактическая игра "Времена года. Классификация"

Данный материал в игровой форме учит классифицировать изображения природных явлений в соответствии с временем года.http://LearningApps.org/watch?v=pnvtejxj301...

Дидактические игры на классификацию предметов по выделенным признакам

Мною разработан наглядный материал для дидактических игр на классификацию предметов по выделенным признакам.Детям выдается набор изображений различных предметов, в количестве 10 штук. Ребятам предлага...

Методическая разработка. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы.

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы....

Дидактические игры, их характеристика и классификация

Игра имеет важное значение в жизни ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деят...

Дидактические игры на классификацию

Освоение операции классификации происходит в дошкольном возрасте на основе перехода от оперирования внешними признаками объектов к раскрытию более существенных для предметов признаков....

Наглядное пособие "Общая характеристика и классификация культурных растений"

Данное пособие апредставляет собой папку, в которой ращмещены виды культурных растений. А также представлены циклы роста некоторых растений....