Тема заседания семейного клуба: «Обучение детей чтению»
презентация на тему

Семейные клубы в отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_roditelskomu_klubu.docx22.41 КБ
Файл roditelskiy_klub_chtenie.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»

«Клуб любящих родителей»

Тема заседания семейного клуба:

 «Обучение детей чтению»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог: Майборода Е.А.

 

Москва 2017

Что в большей степени влияет на развитие человека: наследственность или среда?

Что в большей степени формирует нашу личность, наши способности, наш характер и наш интеллект?

Пока ученые продолжают спорить, каждая семья отвечает на этот вопрос конкретно: либо с самого рождения ребенка создают вокруг него развивающую и обучающую среду, либо откладывают обучение до школы, заботясь лишь о здоровье своего чада.

Сегодня мы поговорим непосредственно про обучение ребенка чтению, о методиках обучения чтению, этапах и времени, когда следует начинать обучать ребенка читать.

Наш многолетний опыт работы с детьми говорит о том, что научившись читать до школы, ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг, уличных вывесок, заголовков газет, титров в мультфильмах и так далее.

Нельзя не учитывать и того, что грамотный ребенок, поступив в школу, получает определенные преимущества перед сверстниками, не умеющими читать, легче и лучше учатся. Это тем более важно, что в последние годы при поступлении во многие гимназии и лицеи от ребенка требуется умение читать. Наконец, чтение – прекрасное занятие, отвлекающее ребенка от шалости и скуки и дарящее его родителям свободное время.

Другой вопрос, который часто задают родители: «С какого возраста лучше всего начинать обучение чтению?». Наш практический опыт показывает, что оптимальный возраст 4 – 5 лет. Именно в эти годы ребенок проявляет наибольшие способности и интерес к обучению, будучи в то же время достаточно развитым и усидчивым для этого.

Существуют разные методики обучения детей самому универсальному учебному умению – умению читать.

1 Традиционная методика – Самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики – пять тысяч лет. До сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике.

Обучение основано на фонемном принципе. Еще пять тысяч лет назад начали расчленять звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

2 Кубики Зайцева. Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал методику для обучения детей чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ, МО, МА, МЫ, МЭ; МЮ, МЕ, МИ, МЯ).

3 Методика Домана. Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова. В основе методики лежит запоминание написанных слов целиком и отождествление их с соответствующими предметами. На основе этой методике создана методика Сесиль Лупан.

Мы хотим рассказать более подробно о традиционном методе обучения чтению, потому что именно этим методом обучают чтению в наших школах. 

При обучении чтению дошкольника надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить ребенка говорить [б], а не [бэ]. Соответственно остальные звуки по такой же схеме.

При таком подходе ему в дальнейшем будет гораздо проще понять, почему, к примеру, [б] и [а] в слоге БА дают [ба]. Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то, согласитесь, переход от [бэ] и [а] к [ба] не очень естественен.

Пугаться же того, что ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит – через 2-3 года, пойдя в первый класс и уже умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.

При изучении алфавита вовсе не обязательно заставлять маленьких детей заучивать все звуки. Для начала достаточно освоить 15-20 наиболее употребимых и обязательно несколько гласных (А, О, У, И, Ы, Э). Уже этого набора будет вполне достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтянутся» позже.

Мы вам советуем идти по следующим этапам обучения чтению:

- сначала осваиваются только слоги вида гласная + согласная. Еще их называют закрытые слоги;

- поскольку слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А, О, У, И, Ы, Э;

- прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научится читать их «в уме». Говорите ребенку: «А,Б – что получится? Правильно, АБ» и т.д. (не рекомендуем говорить А и Б – что получится? Союз и будет мешать ребенку правильно соединить слог). После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге;

- стремитесь к тому, чтобы ребенок в конце концов читал слоги сразу, а не по буквам;

- когда этот этап будет пройден, переходите к открытым слогам, то есть: БА, ВА, ГА и т.д.;

- обратите внимание на продолжительность занятий и их частоту. Продолжительность одного занятия с детьми 3-4 лет не должна превышать 10 минут. В этом возрасте даже необязательно заниматься каждый день. Тем не менее старайтесь не делать большие перерывы (больше 4 дней) в занятиях. С детьми 5-6 лет занимайтесь не больше 15-20 минут за одно занятие;

При первых признаках усталости, рассеянности, потери у ребенка интереса к занятию его необходимо прекратить.

- если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А, О, У, И, Э, Ы, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е, Ё, Я, Ю. С этими гласными чтение дается сложнее, это связано с тем, что при произнесении каждой из них мы произносим два звука: Ё=[Й]+[О], Я=[Й]+[А] и т.д.

Обязательно старайтесь проводить занятие весело, в игровой форме. Не надо заставлять ребенка заниматься и уж тем более наказывать за те или иные неуспехи в учебе.

Старайтесь чаще поощрять ребенка, обучение должно быть радостным процессом. От этого во многом зависит его интерес к занятиям и учебе в дальнейшем.

Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве еще одного «ученика» любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в урок.

- лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам. В противном случае чтение будет неэффективным и утомительным;

- прежде чем переходить к более сложным, двух и трехсложным словам убедитесь, что ребенок уверенно и сразу читает слоги и трехбуквенные слова типа КО-Т, СО-Н, КИ-Т и т.д.;

- по возможности помогайте своему ребенку. Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что за слово получилось;

- предварительно, как и раньше, отработайте чтение по слогам «в уме» и только потом переходите к чтению написанного;

- убедившись, что ваш ребенок более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений;

- не утомляйте ребенка. Занятия нужно вовремя остановить, даже если он сам хочет продолжать чтение, 15-20 минут – это предел.

При обучении детей чтению неизбежны весьма серьезные трудности.

Обратите особое внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте нарушения звукопроизношения будут мешать чтению. Поэтому желательно в этих случаях обратится к логопеду.

Понаблюдайте, правша или левша ваш ребенок. Обычно при обучении леворуких детей используют те же приемы, как и для праворуких. Между тем у леворуких детей есть функциональные особенности, которые требуют индивидуального подхода.

Проблемы могут быть связаны с тем, что у левшей нарушено пространственное восприятие или имеет место зеркальное восприятие. В результате при чтении дети начинают переставлять буквы местами, а в некоторых случаях даже читают текст зеркально. Кроме того, левши нередко перескакивают через строку и путают буквы, то есть заменяют похожими по форме. Естественно это вызывает недовольство у родителей, а затем и у учителей. Между тем было бы несправедливо списывать все трудности на лень и невнимательность ребенка. Так как ошибки при чтении связаны с функциональными особенностями его мозга.

Как правило, трудности такого рода можно заранее спрогнозировать. Они возникают в тех случаях, если ребенок-левша поздно начал говорить и, начав говорить, плохо произносит звуки. Также настораживающим фактором должен стать малый словарный запас. Эти признаки говорят о том, что научить ребенка читать будет несколько труднее и необходима помощь квалифицированного дефектолога, который сможет в процессе занятий справится с проблемами.

Проблемы с чтением, о которых говорилось выше, встречаются не только у леворуких детей. У праворуких также может наблюдаться дислексия – нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Дислексия свидетельствует о том, что у ребенка нарушен речевой слух.

Дислексики медленно читают, нередко не понимают смысла прочитанного, искажают слова при прочтении. Чаще всего дислексия встречается у мальчиков. Однако девочки также подвержены. При дислексии ребенок может пропускать буквы при чтении, так и добавлять другие, ненужные. Звучание слов искажено, буквы нередко меняются местами. Ребенок может пропускать слоги в начале слов, путать близкие по звучанию звуки. Дислексикам очень тяжело не только читать, но и пересказывать тексты.

Для того, чтобы ребенок в дальнейшем хорошо умел читать и было грамотное письмо мы проводим с детьми звуковой анализ, ребенок должен уметь слышать и выделять фонемы – звуки родного языка. Давайте мы с вами тоже попробуем провести звуковой анализ.

Интерактивные игры (на мольберте): звуковой анализ, «Наборщик», звуковой анализ с разбором, 4-й лишний (по звукам) – лишние картинки, составление слов на уменьшение или увеличение букв, составь слово по первому звуку.

Мы хотим порекомендовать вам игры для более успешного обучения детей чтению.

  1. Игры для развития фонематического слуха на неречевых звуках: «Что это за звуки?», «Что звучит?», «Повтори ритм».
  2. Игры для развития фонематического слуха на речевые звуки: «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Эхо», «Хлопни, если услышишь».
  3. Учим буквы (звуки), играя: «Зачеркни нужную букву», «Найди букву», «Слепи букву», «Выложи букву» (из палочек, скрепок, конфет, крупы), «На что похожа буква?».
  4. Чтение слогов: «Кто больше прочитает», «Назови первый звук, последний звук», «Поменяй звуки местами».
  5. Чтение слов: «Какое новое слово получится», «Замени букву в слове на заданную», «Замени слог», «Собери слово по цифрам».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Клуб любящих родителей» Тема: «Обучение детей чтению » Составила учитель-дефектолог: Майборода Е.А .

Слайд 2

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай, еще страницу.» Не надо звать Не надо ждать, А можно взять И прочитать. (В. Берестов)

Слайд 4

Существуют разные методики обучения чтению Традиционная методика

Слайд 5

Кубики Зайцева

Слайд 6

Методика Домана

Слайд 7

Традиционный метод - звуковой

Слайд 8

Этапы обучения чтению: Слоги вида гласная + согласная (закрытые слоги) Прежде чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их «в уме» Стремится к тому, чтобы ребенок читал слоги сразу, а не по буквам Чтение открытых слогов, т.е. согласная + гласная Продолжительность занятий с детьми 3 – 4 лет – 10 минут с детьми 5 - 6 лет – 15-20 минут Чтение односложных слов (дом, кот) Чтение двусложных слов (мама, папа) Чтение сложных слов со стечением согласных (кошка, друг) Чтение коротких предложений (У Тани кот) Чтение простых текстов

Слайд 9

Позитивный настрой занятия

Слайд 11

Трудности при обучении чтению: Нарушения звукопроизношения Леворукость Дислексия – нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры г.м.

Слайд 13

Интерактивные игры Звуковой анализ слов «Наборщик» «4-й лишний» Составление слов из разных по величине букв Составь слово по первым звукам в названии картинок

Слайд 14

Игры для более успешного обучения детей чтению Для развития фонематического слуха на неречевых звуках: «Что это за звуки?», «Что звучит?», «Повтори ритм» Для развития фонематического слуха на речевых звуках: «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Эхо», «Хлопни, если услышишь» Учим буквы (звуки), играя: «Зачеркни нужную букву», «Найди букву», «Слепи букву», «Выложи букву» (из палочек, скрепок, конфет, крупы, т.д.), «На что похожа буква?»

Слайд 15

Чтение слогов: «Кто больше прочитает», «Назови первый звук, последний звук», «Поменяй звуки местами» Чтение слов: «Какое новое слово получится?», «Замени букву в слове на заданную», «Замени слог», «Собери слово по цифрам», «Наборщик»

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Первые шаги в обучении детей чтению"

Данная консультация содержит рекомендации по обучению детей старшего возраста чтению....

Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно).

Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно)....

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...