Формирование патриотических качеств у дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР д/с «Ивушка»
Консультация
«Формирование патриотических
качеств у дошкольников»
Составитель: Запорожцева Зинаида Алексеевна
2016 учебный год
«Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
(В.А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
(слайд 2) Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
- воспитание уважения к труду;
- воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
- воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Принципы:
- Принцип индивидуального подхода к детям
- Принцип сотрудничества
- Принцип интеграции
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности
- Принцип личностно-ориентированного подхода
- Принцип деятельностного подхода
- Принцип компетентности педагога (начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.)
- Принцип игровой подачи материала
Возрастные особенности нравственного развития дошкольников
- раннее детство (до 6,5 лет)- «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств): чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…); общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
- пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание (нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.)
- отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни;
- дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям;
- повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемость: ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
- потребность в общении - важная социальная потребность;
- врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых: чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Формы работы
- Наблюдения
- Организация экскурсий и целевых прогулок
- Продуктивная деятельность (Оформление тематических выставок Изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников
- Проектная деятельность
- Моделирование и решение проблемных ситуаций
- Придумывание сказок, историй и их театрализация
- Трудовая деятельность
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Чтение
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
- Игровая деятельность
Средства нравственно-патриотического воспитания
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
Художественные средства
- Художественная литература
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Кино
Эта группа средств очень важна в решении задач нравственно - патриотического воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Собственная деятельность детей
- Игровая
- Познавательная
- Трудовая
- Творческая
- Коммуникативная
Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Природа
- Живая природа
- Неживая природа
Природа способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка. Родная природа… один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.
Окружающая обстановка (социум)
- Эмоциональное благополучие
- Любовь окружающих взрослых и сверстников
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
Формирование нравственного поведения:
- Упражнения
- Поручения
- Требование
- Воспитывающие ситуации
- Положительный пример взрослого
Формирование нравственного сознания:
- Объяснение
- Внушение
- Просьба
- Этическая беседа
- Пример
Методы стимулирования:
- Поощрение
- Соревнование
- Одобрение
- Награждение
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
- соответствие метода цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного результата воздействия метода;
- терпение и терпимость педагога при использовании метода;
- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного становления личности:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другими. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Условия реализации:
- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)
- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);
- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
- сотрудничество с семьей
Ожидаемые результаты:
Становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- знает народные игры и играет в них;
- использует в активной речи фольклор;
- умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- осмысленно и активно участвует в проведении календарно-обрядовых праздниках;
- знаком с былинными и сказочными героями, узнает их в произведениях изобразительного искусства;
- знает государственную символику;
- умеет различать изделия народных промыслов;
- знает историю родной улицы, города, края;
- знает свои права и обязанности;
- проявляет заботу о сверстниках и взрослых;
- трудолюбив
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С.Михалков)
(слайд 13) Литература:
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети.- М., 1985.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. -М., 1990.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Проект реализован в средней группе «Подсолнушки»...
Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...
Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников
Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем с...
Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"
Цель: Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе исследования своей малой родины.Задачи: · формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе...
Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
«Народная игрушка как средство формирования патриотических качеств у дошкольников»
Доклад из опыта работы с мастер-классом...
Обобщение педагогического опыта по формированию патриотических качеств у дошкольников
С чего начинается Родина? Каждый по-своему ответит на этот вопрос. В условиях глобализации общество стало активно перенимать новые матрицы поведения. Материальные ценности стали преобладать над духовн...