Поговорим о Дисграфии
консультация (подготовительная группа) на тему
Материал предназначен для родителей. Обзорный курс по проблеме которая встречается уже в первом классе. Как предупредить,помочь своему ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_disgrafii.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОГОВОРИМ О ДИСГРАФИИ.
ПОДГОТОВИЛА : УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД НОВАК Т.М.
По самым общим подсчетам на сегодняшний день количество детей с трудностью овладения письмом и грамотностью составляет около 25% общей популяции.
Дело в том, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости, дисфункции отдельных отделов мозга.
Эти отделы отвечают за выполнение двигательной функции рук, речевое внимание, зрительно- пространственную ориентацию. Также А.Р.Лурия писал, что « акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого - либо «центра» в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высоко дифференцированных зон коры головного мозга». Таким образом, ошибки в русском языке часто происходят из-за особенностей нейропсихологического развития ребенка.
Давайте рассмотрим виды дисграфии:
Акустическая дисграфия
появляется по причине нарушения развития фонематического слуха. При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная дисграфия
проявляется в трудности движений руки во время письма.Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы. Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга.
Оптическую дисграфию
разделяют на вербальную и литеральную.
Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.
При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в воспроизведении даже изолированных букв.
Почему возникает дисграфия у детей?
- Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.
- При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины, из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.
- Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга. Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:
- патологий при беременности;
- асфиксии;
- родовых травм;
- инфекции;
- менингита;
- тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
- Если говорить о социально-психологических факторах, которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
- неправильная или нечеткая речь окружающих;
- двуязычие в семье;
- дефицит контакта речи;
- невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
- раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.
Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты
При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.
В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:
- Развитие устной речи. При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: произношению звуков и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
- Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
- Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка, проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
- Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.
Для выявлении дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста часто используется метод определения навыков фонематического анализа речи. В этом случае ребенку предлагают несколько заданий, которые помогут понять, насколько хорошо он умеет анализировать звуковой состав слов устно. Тесты включают в себя задания, в ходе которых ребенок должен показать свою способность:
- различать и выделять определенный звук в слове;
- придумывать слова;
- подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
- распределять картинки, чьи названия начинаются со звуков, чаще всего смешиваемых ребенком;
- делить предложения на слова, слоги и фонемы;
- сравнивать слова по звуковому составу;
- самостоятельно выявлять искажения звуков в словах, которые произносит он сам либо другой человек;
- повторять за взрослым нескольких слогов в последовательности (например: па-ба-па, па-по-пу);
- выделять из цепочки звуков или слогов определенного вида слоги или звуки.
Для проверки ребенка дошкольного возраста на предрасположенность к дисграфии специалисты рекомендует обратить внимание на его отношение к рисованию и на качество рисунков малыша. Если ребенок 3-4 лет не любит и не умеет рисовать, то это может свидетельствовать о склонности малыша к дисграфии. Это может быть связано с тем, что у ребенка плохо развита моторика, слабо развита мускулатура пальцев и ему трудно делать согласованные сложные движения пальцами рук. Рисунки ребенка с дисграфией отличаются наличием рваных, дрожащих, прерывистых линий, сделанных слишком слабым или слишком сильным нажимом карандаша.
Профилактика — как научить ребенка правильно писать
- Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
- Нередко родители начинают обучать ребенка иностранным языкам с 3 лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку может развиться и дисграфия, и дислексия.
Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.
- Используемая литература:
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологического письма.
- Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму.Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств.-СПб. 2001 С.103-113 Ахутина Т.В.
- Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.; Воронеж,2001.
- Интернет ресурсы.
Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии дисграфии.
Методы профилактики оптической дисграфии....
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...
Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи
Акустическая дисграфия...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".
Что такое дисграфия. Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и пример материала для исправления конкретного вида дисграф...
Презентация на тему "Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии".
Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии....
Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе акустическая дисграфия.
Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре ...
- Мне нравится (1)