Общение ребенка с природой.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 47 «Радужный»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
на тему:
«Общение ребенка с природой»
Подготовила:
воспитатель
Костина Н.В.
г. Новочебоксарск, 2018 год
Общение ребенка с природой
Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься...
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает ребенку понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".
Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать ребенка, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Летом.
Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить "по прямой" до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня ребенок легко проходит "за один мах". А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.
Июль - макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга... Все это дает большой простор для развития наблюдательности ребенка.
Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Постарайтесь объяснить детям суть этого явления природы, обратите их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.
Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения - основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4 - 5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик... Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Обратите внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а "глазок" - желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.
Отличать одно растение от другого ребенок может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.
В солнечный день покажите ребенку, как работают "цветочные часы": в шесть утра просыпаются одуванчики, через час - полевой осот, в восемь - вьюнок, в девять - полевая гвоздика. Осот "засыпает" в десять утра, а гвоздика - в час дня. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый "кулачок". Еще пройдет час - закрываются маки, около пяти часов вечера - незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход "цветочных часов" нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Поразмышляйте вместе с ребенком о причинах этого явления. Помогите ребенку понаблюдать за растениями, проверить и дополнить "цветочные часы". Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.
Много радости принесут ребенку наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.
Громче всего кузнечики стрекочут в июле-августе. Но не всегда. Погода сухая - концерт в полном разгаре. Затихли - погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Помогите ребенку заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья.
...Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдает ребенок за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают "окна" и "двери" муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут муравьи? Что несут?
Уходя в лес, захватите с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Ребенку радость, муравьям - вкусный корм.
Много радости приносят ребенку походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики... Только сразу скажите малышу: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и "поганки" по-своему красивы, главное - никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.
Осенью.
Первые приметы близкой осени - "золотые монетки" в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня... Листопад - яркое, незабываемое зрелище.
Дети с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, "шьют" шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху прозрачной пленкой.
Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, помогите ребенку заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут не только вашему ребенку, но и его друзьям интересно проводить время дома, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.
Предложите ребенку сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребенком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком... Обратите внимание ребенка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.
Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации... Самое время для ребенка попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. дети с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.
Разложите на столе листья и семена: около дубового листочка - крылатка клена, рядом с еловой веточкой - желудь, на листе орешника - липовая лодочка с орешком. Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайте материал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья "нашли" свои семена, а лист клена и лесного ореха остались - им нет пары. Путаница может быть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включают карточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снять с пеньков, спиленных или погибших стволов).
Обратите внимание ребенка, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости - синицы: московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время).
Дети с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды.
Зимой.
Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.
Конечно, утром хлопот в каждой семье хватает. Но попробуйте все-таки обратить внимание ребенка на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном - ночь. И вечером свет в квартире приходится зажигать прямо с порога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?
Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с ребенком наблюдения за погодой, приучать его замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег... Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.
Ребенка можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Покажите ребенку сначала нулевую отметку на шкале, познакомьте с движением столбика "выше нуля", "ниже нуля". Вслед за этим можно научить ребенка отсчитывать градусы на шкале: каждое деление - один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель - научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22 °С выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18 °С. Спустя некоторое время - снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.
Снег - он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, тотчас превратившись в капельку, она на морозе через одну-две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли ребенок, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.
Обратите внимание ребенка: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать - пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели - плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.
Много радости и удивительных открытий дарят ребенку зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края "погреться". Синицы, снегири, свиристели... Одни склевывают рябину (спасибо, люди, что ягод не тронули!), другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).
Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.
Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби, вороны - всегда рядом. И если мы научим ребенка приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.
Весной.
Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.
Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка - наст. На крышах сосульки. Обратите внимание ребенка на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя - и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.
Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели: кап (раз-два), кап (раз-два)! К вечеру похолодает, и "музыка" получается другая: кап (раз-два-три-четыре), кап (раз-два-три-четыре)! Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.
А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышу положить одну ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные - сильнее, светлые - меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.
Расскажите ребенку о Вселенной
Среди бесчисленных детских "как?" и "почему?" немало вопросов, имеющих самое прямое отношение к тайнам Вселенной. Четырехлетний малыш спрашивает:
- А на Луне люди живут?
- Нет, там очень холодно.
- А если батарею поставить?
Другой, на год старше, недоумевает:
- Ребята в садике говорили, что Земля раньше была жидкая и очень горячая...
Как же тогда по ней люди ходили?
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети, вызывает их естественный интерес к различным явлениям природы "космического масштаба" и желание немедленно получить ответ. Но многие из вопросов, которые задают дети, не назовешь простыми, потому порой взрослые избегают конкретных объяснений и малышам приходится довольствоваться словами: "Ты пока не поймешь, потому что мал. Узнаешь, когда подрастешь". Идет время, у детей немало набирается таких оставленных "на потом" вопросов...
Наблюдать за изменениями погоды, жизнью растений и животных ребенок учится и в детском саду, и в семье. А вот астрономические наблюдения значительно менее популярны и доступны. Хотя бы потому, что звездное небо, Луну и некоторые другие явления ("падающие звезды", кометы, лунные затмения) можно увидеть лишь ясным вечером. Значит, кто-то из взрослых за час-полтора до сна должен взять с собой ребенка на прогулку. При этом еще надо выбрать хорошее место для наблюдений. У сельских жителей затруднений нет: фонари на улице села не дают много света, кроме того, свободнее обзор. В больших же городах не всегда удается быстро отыскать удобную для простейших астрономических наблюдений площадку. Порой приходится уходить с ребенком на значительное расстояние от дома, но иногда пригодным может оказаться балкон или даже окно, выходящее в темный двор. Выбирая место, нужно обратить внимание на то, как видна южная половина неба. При этом объясните ребенку, что при своем суточном движении светила выше всего, поднимаются над южной частью горизонта.
Наиболее подходящее время для начала наблюдений вместе с ребенком звездного неба - осень: темнеет рано и до больших холодов пока далеко. В безлунный осенний вечер может показаться, что звездам "нет числа" и разобраться в этой картине, увидеть в ней хотя бы какую-то систему совершенно невозможно. Однако астрономы давно здесь навели порядок и, что называется, "пересчитали" звезды, дав им имена, занеся в каталоги и карты, разделив небо на участки созвездий. Всего на небе северного и южного полушарий 88 созвездий. Границы каждого строго обозначены. Разумеется, ребенка надо знакомить только с некоторыми из них, самыми заметными, а точнее, лишь с характерными фигурами, которые образуют наиболее яркие, видимые невооруженным глазом звезды. Все эти созвездия являются незаходящими для северного полушария, значит, видны они на ночном небосклоне круглый год.
Начинать знакомство лучше всего с Большой Медведицы. Правда, на медведицу эта группа звезд - семь ярких точек - совсем не похожа. Скорее на кастрюлю с ручкой или огромный ковш. Четыре звездочки по углам ковша, три - длинная, чуть изогнутая ручка. Средняя звезда ручки ковша - Мицар. Человек с хорошим зрением видит слева рядом с Мицаром слабенькую звездочку - Алькор. В древности по ней проверяли остроту зрения молодых воинов: видит Алькор, - значит, сумеет метко стрелять из лука.
Как же научить ребенка находить Большую Медведицу? Пожалуй, подготовиться к этому надо еще до прогулки. На листке бумаги нарисуйте семь звезд (точек), расположенных так, чтобы, соединив их прямыми линиями, получить очертания ковша. Обратите внимание ребенка на две крайние звезды стенки и среднюю звездочку ручки ковша (первое пригодится, когда ребенок будет отыскивать на небе Полярную звезду, второе потребуется, чтобы на небе легче найти Мицар).
На улице вы находите знакомое по рисунку созвездие. Заметьте место, над которым оно сейчас видно. Если, выходя по вечерам, вы будете время от времени вместе с ребенком находить этот семизвездный ковш, то очень скоро ему станет ясно, что положение созвездия на небе меняется. Например, в сентябре в 9 часов вечера Большая Медведица находится в северной стороне горизонта. Постепенно передвигаясь к востоку, еще через месяц в то же самое время ковш оказывается высоко над горизонтом на северо-востоке. Именно это вы и узнаете по ориентирам на местности. К примеру, в 9 часов вечера в сентябре вы с ребенком наблюдали Большую Медведицу над крышей соседнего дома. В тот же час через месяц - чуть в стороне, над уходящей вдаль аллеей парка, а еще месяц спустя вы видите созвездие прямо из окна своей квартиры.
Ну вот, Большая Медведица теперь хорошо знакома ребенку, а с ее помощью можно отыскать и Полярную звезду. Начинайте опять с рисунка. Пусть ребенок самостоятельно нарисует ковш Большой Медведицы (тут самое время завести первую тетрадь по астрономии). Теперь надо соединить две самые далекие от ручки ковша точки и продолжить этот отрезок примерно на пять таких расстояний, как это показано на рисунке. Так вы с ребенком найдете на небе Полярную звезду.
Наблюдать вместе с ребенком за Луной - вечной спутницей Земли - не менее интересно. Даже невооруженным глазом можно различить на поверхности Луны пятна- "лунные моря". Покажите их ребенку и расскажите, что в этих "морях" нет ни капли воды. Наблюдая поверхность ближайшего к земле небесного тела, ребенок убеждается в том, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Другое полушарие нам никогда не видно.
Замечал ли ребенок раньше, что на протяжении месяца вид Луны изменяется? Узенький серпик растет, превращается сначала в "половинку", а потом в полную Луну, снова становится серпиком, только повернут он теперь в обратную сторону, а затем и вовсе "исчезает". Кстати, отличить растущий серп Луны от убывающего очень просто. "Старая" Луна напоминает букву С, а "растущая" - часть буквы Р. Это вызвано тем, что Луна занимает различные положения по отношению к Солнцу, которое ее освещает, и Земле, с которой мы ее наблюдаем. Хотя ребенку трудно еще понять причину этого явления, однако оно вызывает у него неизменный интерес.
Во все времена года, кроме разве середины лета, ребенок может своими глазами наблюдать восход и заход Солнца. Обратите внимание на то, за какой наземный ориентир (дом, дерево, трубу и т. д.) садится светило летом, осенью, зимой, весной. Помогите заметить, что летом точки восхода и захода расположены друг от друга значительно дальше, чем весной и осенью. Летом Солнце встает раньше, выше поднимается в полдень, позже заходит за линию горизонта. Поэтому и дни такие длинные, и темнеет поздно. А вот про декабрьские дни в народе не зря говорят, что они "короче воробьиного носа".
Источник - http://www.glavsovet.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для родителей на тему: "Игра, как средство общения ребенка с природой".
Сообщение для родителей на тему: «Игра, как средство общения ребенка с природой». Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток пре...
Консультация "Общение ребенка с природой"
Консультация "Общение ребенка с природой"...
«Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой»
Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
"Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой"
Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...
Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...