Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста.
консультация (средняя группа) по теме
Взаимодействие ДОУ с родителями это одно из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Надо признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьёй и образовательным учреждением могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверие родителей к воспитателю. Не понимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.
В группе раннего возраста проводится планомерная целенаправленная работа с родителями, с единой целью : Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья». В работе с родителями решаются следующие, приоритетные задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщения опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей используя новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Было проведено анкетирование родителей на тему: «выявления удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива». Цель, которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребенка и после, выявить уровень удовлетворенности родителей работой МБОДОУ и его педагогического коллектива. Практически во всех анкетах родителями было отмечено, что им хотелось бы больше знать о жизни своего ребенка в детском саду, его трудностях, успехах; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Родители активно посещают родительские собрания, праздничные утренники и другие мероприятия с участием детей. Очень хорошие отзывы ,пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей большой популярностью, так как позволяет увидеть реальное достижение каждого ребенка. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи. Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье- Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.
- Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
- Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на
общественное воспитание. В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло. Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок. Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей: в России каждая шестая семья неполная. Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным. Низкая педагогическая культура многих родителей. В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета. Негативное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости. Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка .В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи. В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями. Наша цель сегодня – спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями. Функции семьи и ДОУ Семья ДОУ
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
- обеспечивает первичную социализацию личности;
- создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных
отношений, условия для эмоционально
– психического созревания.
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
- обеспечивает первичную социализацию личности;
- создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально
– психического созревания.
Функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.
Ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми. ДОУ активно сотрудничает с семьей, используя нетрадиционные формы работы.
Информационно-аналитические- анкетирование;
- социологический опрос;
- «почтовый ящик»
2. Наглядно – информационные
- фотовыставки;
- выпуск газет;
- паспорт здоровья;
- открытые занятия для родителей;
- мини-библиотека;
- информационные стенды;
- дни открытых дверей;
- видеоролики;
- рекламная информация;
- презентации
3. Познавательные- практикумы;
- нетрадиционные родительские собрания;
- устные консультации.
4. Досуговые- праздники;
- совместные досуги;
- участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.
При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.
Причины непонимания между родителями и педагогами
По мнению педагогов ДОУ
- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;
- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
- низкий культурный и педагогический уровень родителей .По мнению родителей воспитанников ДОУ
- невнимание к детям со стороны воспитателя;
- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);
- только получают: так надо и так;
- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
- мало практической информации.
Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями.
Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, - для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды).Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи Для этого нужно организовать успешную деятельность, так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен ряд специфических условий: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня; использование разнообразных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей ;систематичность и последовательность в работе с родителями; соблюдение педагогического такта. Роль педагога сегодня:
1. Информирует родителей о развитии их ребенка.
2. Оценивает ребенка.
3. Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.
4. Задает родителям домашние задания.
5. Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6. Учит родителя, как развивать ребенка.
7. Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).
Роль педагога – сотрудника, партнера:
1) Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2) Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3) Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4) Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5) Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6) Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7) Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
8) Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Вывод. Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытаться в корне что-то изменить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_roditeley_2.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста.
г. Старый Оскол 2018 год
Взаимодействие ДОУ с родителями это одно из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Надо признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьёй и образовательным учреждением могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверие родителей к воспитателю. Не понимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.
В группе раннего возраста проводится планомерная целенаправленная работа с родителями, с единой целью : Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья». В работе с родителями решаются следующие, приоритетные задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщения опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей используя новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Было проведено анкетирование родителей на тему: «выявления удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива». Цель, которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребенка и после, выявить уровень удовлетворенности родителей работой МБОДОУ и его педагогического коллектива. Практически во всех анкетах родителями было отмечено, что им хотелось бы больше знать о жизни своего ребенка в детском саду, его трудностях, успехах; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Родители активно посещают родительские собрания, праздничные утренники и другие мероприятия с участием детей. Очень хорошие отзывы ,пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей большой популярностью, так как позволяет увидеть реальное достижение каждого ребенка. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи. Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье- Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.
- Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
- Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на
общественное воспитание. В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло. Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок. Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей: в России каждая шестая семья неполная. Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным. Низкая педагогическая культура многих родителей. В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета. Негативное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости. Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка .В связи с этим образовательному учреждению необходимо, с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи. В то же время следует осуществлять поиск новых форм взаимодействия семьи с дошкольными учреждениями. Наша цель сегодня – спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями. Функции семьи и ДОУ Семья ДОУ
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
- обеспечивает первичную социализацию личности;
- создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных
отношений, условия для эмоционально
– психического созревания.
- создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
- обеспечивает первичную социализацию личности;
- создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально
– психического созревания.
Функции одинаковы как у семьи, так и у дошкольного учреждения.
Ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогом – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со взрослым: ребенок между взрослыми. ДОУ активно сотрудничает с семьей, используя нетрадиционные формы работы.
Информационно-аналитические- анкетирование;
- социологический опрос;
- «почтовый ящик»
2. Наглядно – информационные
- фотовыставки;
- выпуск газет;
- паспорт здоровья;
- открытые занятия для родителей;
- мини-библиотека;
- информационные стенды;
- дни открытых дверей;
- видеоролики;
- рекламная информация;
- презентации
3. Познавательные- практикумы;
- нетрадиционные родительские собрания;
- устные консультации.
4. Досуговые- праздники;
- совместные досуги;
- участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.
При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.
Причины непонимания между родителями и педагогами
По мнению педагогов ДОУ
- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;
- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
- низкий культурный и педагогический уровень родителей .По мнению родителей воспитанников ДОУ
- невнимание к детям со стороны воспитателя;
- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);
- только получают: так надо и так;
- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
- мало практической информации.
Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями.
Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, - для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты. Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды).Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи Для этого нужно организовать успешную деятельность, так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен ряд специфических условий: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня; использование разнообразных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей ;систематичность и последовательность в работе с родителями; соблюдение педагогического такта. Роль педагога сегодня:
1. Информирует родителей о развитии их ребенка.
2. Оценивает ребенка.
3. Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.
4. Задает родителям домашние задания.
5. Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6. Учит родителя, как развивать ребенка.
7. Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).
Роль педагога – сотрудника, партнера:
1) Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2) Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3) Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4) Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5) Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6) Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7) Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
8) Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Вывод. Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытаться в корне что-то изменить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...
«Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам безопасности детей дошкольного возраста».
Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семи...
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста
В последнее время наблюдается заметное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей. И поэтому, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников является одной...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста
Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый де...
Методическая разработка по долгосрочной проектной деятельности.«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах развития детей посредством изучения народного творчества»
Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркост...