Консультация для родителей "Особенности готовности к школе мальчиков и девочек"
консультация (старшая группа) на тему
Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплывает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествами будущего школьника. Однако в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе , сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок- мальчик или девочка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_osobennosti_gotovnosti_k_shkole_malchikov_i_devochek.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности готовности к школе мальчиков и девочек».
Мальчики и девочки 6-7 лет готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные. У девочек отмечается несколько лучшая как интеллектуальная, так и эмоциональная готовность к школе, поэтому они имеют ряд преимуществ. Академическая успешность мальчиков и девочек значительно различается: у девочек усредненная оценка успешности по основным школьным предметам- 4,3 балла (по обычной 5 бальной шкале), а у мальчиков -3,9 Физическая подготовленность у мальчиков тоже значительно ниже. Так к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. Установленные различия в психологической готовности мальчиков и девочек определяют и различия в способах достижения высоких оценок.
Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального , так и вербального (речевого) интеллекта- чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный компонент интеллекта, а также особенностями их отношения к учебному процессу вообще. Если предлагаемые учителем задания нравятся, вызывают положительное эмоциональное отношение , то ребенок использует все свои речевые возможности для достижения высокой оценки.
Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в академическую успешность и отдельных высших психических функций. Так академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек – от произвольности внимания и поведения.
Значительный вклад в академическую успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности (4 типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Труднее всего учиться в школе мальчикам -меланхоликам и девочкам-холерикам. Мальчики -меланхолики ранимы, впечатлительны, плаксивы и медлительны. Им не хватает бойкости, стремления отстаивать себя и свою позицию.
Девочки- холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, неспокойные и непоседливые. Им трудно высидеть урок – 45 минут. Все эти особенности темперамента находят отражение в оценках.
Большое влияние на академическую успешность мальчиков и девочек оказывают эмоционально-личностные и социально-психологические свойства и качества. И здесь у мальчиков и девочек большие различия. Чем лучше развит у мальчика социальный интеллект, тем лучше он будет учиться в школе. У девочек социальный интеллект негативно влияет на успеваемость только в ом случае, если уровень развития его является крайне низким.
Немалый вклад в хорошую успеваемость первоклассников привносит такой компонент как личностная тревожность. Повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически взрослого, самостоятельного человека. Подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная тревожность у девочек не вызывает волнений по поводу оценок, зато вызывает серьёзную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, которая может приводить к снижению академической успеваемости.
Интересный вклад в академическую успешность привносит еще одна личностная характеристика- агрессивность. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению успеваемости, прежде всего у девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если показатели агрессивности очень высокими, выходя за все разумные пределы. Практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности также приводят к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.
Обобщенный психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе мальчика.
Мальчики характеризуются достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный интеллект. Несколько более низкие –вербальная (речевая) сторона интеллектуального развития. Такой мальчик характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темперамента это, скорее всего, сангвиник, и возможно-сангвино-флегматик. У данного мальчика хорошо развит социальный интеллект, он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. Такой мальчик умеренно агрессивен.
Обобщенный психологический портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки.
Такая девочка имеет высокие показатели развития вербального компонента интеллекта. Показатели общего и невербального интеллекта могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу нормативных показателей. Такая девочка также характеризуется достаточной высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в самых сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом.
По типу темперамента это, скорее всего, сангвиник, и возможно- сангвино-флегматик, а возможно и флегматик в «чистом виде». У такой девочки умеренно или высоко, развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений или несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Такая девочка характеризуется умеренными или даже сниженными показателями агрессивности.
Уважаемые родители! Данная информация позволит своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех психологических характеристик, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...
Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»
Консультация«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым» Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и инте...
Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки - два разных мира»
Образовательный маршрут...
консультация для родителей "Подвижные игры для мальчиков и девочек"
консультация для родителей...
Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»
Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ре...
Консультация для родителей "Подвижные игры для мальчиков и девочек"
laquo;Подвижные игры для мальчиков и девочек»Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Есть справедливое выражение, ч...
Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»
Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ре...