ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ
статья (средняя группа) по теме

Гавриляк Зоя Николаевна

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! 

Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? 

Слова минута, час для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vchera_v_12.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

👭ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ 

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! 

Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? 

Слова минута, час для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни. 

Но, так или иначе, время все-таки существует для ребенка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий начало или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные нам часы и минуты станут для него осознаваемой меркой жизни. 

Первый вид таких упражнений связан с ограничениями в продолжительности действий. Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они совершенно замечательными свойствами. Время в них перестает быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. Видно, как оно наглядно, зримо течет по стеклянным трубочкам и как иссякает. 

Я (совершенно серьезно) полагаю, что без колдовства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым - превратилось в песок. Может, память о том, что у реки времени есть дно? Вообще-то невидимое время - могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время-песок, заключенное в колбочку, послушно даже ребенку. Оно начинает двигаться только тогда, когда этого захочет человек. 

Вы вправе со мной не согласиться. Тогда придумайте (вычитайте, сформулируйте) более устраивающее вас объяснение о происхождении песочных часов. Важно, чтобы не было расхождений в практических действиях. А они могут быть следующими. Вы ставите песочные часы на стол и говорите: "Попробуем съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза. Начали!.. Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?" 

Чтобы не тревожить тень гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, можно поставить одним из условий, что кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение - укладываться точно в срок! 

Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете все время сравнивать, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось вам и ребенку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше - большую, величиной в ватманский лист) и заполнять ее условными значками. 

В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это - всем игрушкам игрушка! С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений - период именованного времени. 

Во-первых, путем наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена. 

Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за сколько времени вода перельется из бутылки в кастрюльку. Вот вам и водяные часы собственной конструкции. 

Ну а дальше можно мерить все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т. д. и т. п. 

Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И когда она отсчитает так все деления, большие часы покажут: миновал час! 

Теперь можно пересчитывать деления, считать пятерками, учиться определять, который час. Время в ваших руках! 

За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение к Новому году отрывного календаря! Каждый вечер вы вместе с ребенком будете торжественно произносить: 

Секунды сложились в минутки, 
Минутки сложились в часы, 
И так пробежали сутки, 
Время вперед спешит. 

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!" 

Оказывается, время умеет не только течь, и бежать, но и летать! Это очень нравится ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребенка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами - как еще одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных). 

Третий вид упражнений связан с умением чувствовать время. Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение. 

Во "временные игры" можно играть и на детских праздниках. 

1.Вот игра "Заколдованный путник". 

Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит: 

Входишь ты в волшебный круг, 
Замирает все вокруг! 
Три минуты лишь пройдет, 
Путник снова отомрет. 

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п. 

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим. 

Вариант: 

Входишь ты в волшебный круг, 
Замирает все вокруг. 
Но как время истечет, 
Путник снова отомрет. 

С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим. 

А вот еще несколько полезных упражнений: 

2.Когда это бывает? 

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток. 

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное. 

3.Время года 

Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень. 

4.Зима или осень? 

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д. 

5.Всего одна минута! 

Предложите малышу представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час). 

Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире. 

6.После путешествий 

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д. 

7.Ростомер 

Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца? 

УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ ПО ЧАСАМ 

Сначала сделаем муляж часов. 

Для его изготовления прекрасно подойдет коробка из-под торта, торт. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные настенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно. 

Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки мы оставляем "голыми", не определяя количество минут и минутную стрелку тоже упраздняем. 

Время делится на : 

- час, 
- чуть больше часа, 
- половина второго (или час с половиной), 
- около двух, 
- два, 
- чуть больше двух и так далее. 

Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа (60 минут), но это можно вести и параллельно. И не торопитесь совмещать стрелки! 
Работа с часовой стрелкой может быть начата года в 3,5 - 4, и мы не видим особенных причин торопиться. 

Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. 

Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается. 

Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата - часовой и минутный - для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует. 

Выбросьте минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет год. Не форсируйте события. 

Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверь и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Пусть ваши настенные часы в комнате или на кухне долго будут иметь только часовую стрелку, а вот цифры можно менять, римские цифры можно вводить почти сразу. 

А если мы давно уже даем все понятия и кажется, что победа близка, правильно ли идти дальше или все-таки вернуться к циферблату с часовой стрелкой? 

Думаем, что введение на какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами. 

Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить! 

Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?

Кто у постели больного сидит?

 И как лечиться он всем говорит.

 Кто болен — он капли предложит принять.

 Тому, кто здоров, — разрешит погулять. (Доктор)

Ночью, в полдень, на рассвете

 Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу, Преграждая путь врагу. (Пограничник)

 Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

 Послезавтра, в понедельник, Смелет всё зерно нам... (мельник)

Его работа - в глубине, на самом дне. Его работа - в темноте и тишине. Но кто же он, ответь-ка на вопрос: Не космонавт, а ходит среди звёзд. (Водолаз)

Кто по снегу Быстро мчится, Провалиться Не боится? (Лыжник)

 Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... (геолог)

 Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. (Маляр)

Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

 Встаем мы очень рано, Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

 Она шьёт одежду ни на что несмотря, Все её знают, ведь она же... (швея)

Все моря и океан Покорил наш... (капитан)

Варит он ни борщ, ни суп, И ни каши с разных круп, Варит он котлы топные, Трубы, прутья, швы сварные. (Сварщик)

 В прошлый раз был педагогом, Послезавтра — машинист. Должен знать он очень много, Потому что он -... (артист)

Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз - и помнит вас. (Фотограф)

 Зарю поёт селу петух - Коров на луг ведёт... (Пастух)

 Коз, коров зовет, скликает, В свой витой рожок играет. (Пастух)

 Высока, стройна, как ель, В платье модном то... (модель)

Защищать в суде всех рад Наш умелый... (адвокат)

 Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нем. (Строители)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у ребенка представлений о времени

- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? Слова минута, час для вашего четы...

Формирование у детей представления о времени.

Учить детей определять время суток,утро,день,обед,вечер,ночь.Умение регулировать и планировать деятельность во времени....

"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени          В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...

Формирование у ребёнка представлений о времени

Причитала в интернете статью о формировании у дошкольников представлений о времени и хочу ею поделиться. Статья будет интересна как  родителям, так и воспитателям. Также в ней представлены дидакт...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений о времени"

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действи...