Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
консультация по теме

Романова Лариса Васильевна.

В нашем современном мире, когда стремительно развиваются наука и техника, нельзя забывать о нравственном воспитании. Ведь всем известно, что нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель Романова Лариса Васильевна.

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста и современность»

 

В нашем современном мире, когда стремительно развиваются наука и техника, нельзя забывать о нравственном воспитании. Ведь всем известно, что нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении. На основе потребностей и интересов создается целый мир чувств. Воспитание любых чувств должно включать в себя и формирование нравственных компонентов. [1]

Содержание нравственного воспитания включает в себя формирование нравственных качеств: дружеские взаимоотношения со сверстниками, уважение к людям старшего возраста, умение отзываться на радость и горе людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание начал ответственности.

Всем, без исключения, известна пословица «Что посеешь, то и пожнешь». Что взрослый человек заложит в душу маленького человечка в настоящее время, то он и увидит в будущем в поступках и суждениях ребенка в тех или иных ситуациях. Поэтому в дошкольном возрасте усвоение социальных норм проходит легче, чем в более старшем возрасте.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. [2] Основы личности начинают закладываться уже в детском саду, т.е. в дошкольном возрасте. Всем известно, что дошкольный возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием действительности, что содействует нравственному воспитанию. А нравственное воспитание детей, в свою очередь, способствует правильному формированию мировоззрения, семейных ценностей и гражданской позиции, чему сейчас уделяют большое внимание.

Как считают Тахавиева Р.Р. и Гордеева В.Ф., главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека. [5]

Говоря о нравственном воспитании, хотелось бы вспомнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он считал: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. [3] Все новое и интересное ребенок в этом возрасте, в большей степени, познает через игру. Игра – не только удовольствие и радость для ребенка. Ведь играя, он приобретает новые навыки и умения, знания. Ребенок усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний проблем. [4] Поэтому, работая с детьми, особенно с детьми дошкольного возраста, необходимо обращаться к душе ребенка, а это создает основу для формирования нравственных качеств человека при его взрослении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...