значение игры
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Значение игры в жизни ребенка
Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Так А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка; имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе в работу».
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность ребенка проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.
Присмотревшись и прислушавшись к детям во время игры, можно увидеть, как девочки обращаются с куклами, соответственно так, как их мамы и бабушки со своими детьми, внуками. А мальчики со своими солдатиками, машинами, а так же друг с другом. Часто, то, что происходит в семье, дети переносят в свою игру.
В сюжетно-ролевой игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера; или папы-водителя. В дальнейшем в сюжетно-ролевой игре выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения, которые так же формируются в семье.
Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра – дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной.
Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Например, игра в «семью», «больницу», «магазин», «детский сад».
Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. В строительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Сюда относится конструирование, лепка, рисование. Строительные игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания.
Еще один вид игры – подвижные игры. В таких играх необходимо соблюдать правила, которые озвучены ребенку до начала игры. Подвижные игры в основном направлены на формирование двигательных качеств. Они оказывают так же влияние на психическое развитие ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности. Подчинение правилам в играх: «Мишка» - не убегать от «медведя» до определенного сигнала. Игра «День и ночь» - затормозить действия. «Море волнуется» - затормозить действие или изменить по сигналу ведущего.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений.
В играх-соревнованиях, в играх-эстафетах дети учатся удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение. Еще один вид игровой деятельности – дидактическая игра. Дидактическая игра создается взрослым в обучающих целях. В дидактической игре ребенок получает новые знания, обобщает и закрепляет их.
У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности.
Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда ребенок выполняет определенные правила.
Организуя игру с дошкольниками необходимо помнить:
1. Функции игры:
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
2.Четыре главные черты присущие игре
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
3. Структуру игры как деятельности
- целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
4.Структуру игры как процесс
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
5.Использовать игру как метод обучения
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве НОД или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля, рефлексии).
Хотелось бы отметить, что игра или элементы игры, целесообразно включенные в совместную деятельность педагога с дошкольниками, придают образовательно-воспитательным задачам конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Таким образом, взрослый через игру может способствовать развитию различных компонентов детской психики, таких как: внимание, мышление, память, координация движений, восприятие цвета, формы, величины, произвольность поведения, социальные нормы поведения, коммуникативные навыки общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Значение игры для всестороннего развития ребенка".
Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным дейст...
Значение игры в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды деятельности. Мы,музыкальные руководители, имеем возможность с помощью музыки создать их увлекательными и познавательным...
Значение игры для развития психики дошкольника
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка...
Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...
Игра - это серьезно: психологическое значение игры для детей
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются пра...
Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».
Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком»....