Буклет для родителей "Учимся читать"
консультация на тему
У современных родителей задача трудная. Еще каких – то 15 -20 лет назад учителя начальных классов требовали, чтобы мамы и папы не вмешивались в процесс обучения чтению. В современных школах ситуация изменилась. Теперь, чтобы поступить в «хороший» класс, необходимо уметь читать. Да и многие специалисты рекомендуют учить читать с четырех – пяти лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_chitat.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вы уже читаете? Нет? А буквы знаете? И мы знаем, а вот читать не получается….» Приходилось вам слышать подобное от родителей, бабушек и дедушек дошкольников? Думается приходилось.
У современных родителей задача трудная. Еще каких – то 15 -20 лет назад учителя начальных классов требовали, чтобы мамы и папы не вмешивались в процесс обучения чтению. В современных школах ситуация изменилась. Теперь, чтобы поступить в «хороший» класс, необходимо уметь читать. Да и многие специалисты рекомендуют учить читать с четырех – пяти лет.
Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Если ребенок, умея читать, делает это очень медленно, пропускает и заменяет буквы, искажает слова, проглатывает окончания и с трудом понимает смысл, надо бить тревогу. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который установит причины нарушений и поможет их скорректировать. Но лучше предупредить эти проблемы заранее.
Навык чтения включает в себя техническую сторону - скорость, способ чтения, его правильность, и смысловую сторону - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и слов.
Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.
Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.
1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.
. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный.
2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звукослоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.
4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого.
Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:
- нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;
- низкий уровень развития внимания и памяти;
- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
- нарушения пространственных представлений у малыша.
С помощью упражнений, дидактических игр направленных на устранение причин, можно помочь ребенку успешно овладеть чтением и предупредить различные нарушения.
Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме и вызывать интерес. И тогда у ребенка появится желание действовать вместе и добиваться положительных результатов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Читаем вместе"
Полезно для родителей....
буклет для родителей читаем детям о войне
Буклет читаем детям о войне...
Буклет для родителей "Читаем детям о хлебе"
Буклет - памятка для родителей "Читаем детям о хлебе"...
БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Читайте детям сказки и развивайте все ППП»
Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка....
Буклет "Какие сказки читать ребенку на ночь"
Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило...
Буклет "Кто много читает, тот много знает"
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы является одной из самых актуальных.Всё больше времени дети предпочитают проводить в телефонах, компьютерах или за прос...
Буклет "Как научить читать дошкольника?"
Уважаемые взрослые!Ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам, т.к. это кропотливый труд для детей дошкольного возраста.Процесс обучения...