Буклет "Как научить читать дошкольника?"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Уважаемые взрослые!
- Ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам, т.к. это кропотливый труд для детей дошкольного возраста.
- Процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;
- Собственный пример - не последняя роль в обучении, ребенок должен быть заинтригован: а что же такого интересного в книге?
- Конечно, ежедневное чтение книг взрослыми ребенку, обсуждение прочитанного.
- Терпение. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
детей 4 –7 лет
ЧАСТЬ 2
Шаг 6
Картинки можно заменить соответствующими игрушками. Предложите ребенку спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и].
Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Объясните, что мы слышим ушами разные звуки. Шум ветра, вой метели, гудение самолета — это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра — это тоже звуки. Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки.
Шаг 7
Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу
предложений
Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть дошкольник рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам. Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным.
Шаг 8
Формируем навыки слогового анализа и синтеза
слов
Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па- па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та.
Делайте это вместе. Расскажите, что в слове столько слогов, сколько раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь (сколько в слове гласных звуков, столько слогов).
Шаг 9
Формируем навыки звукового анализа и синтеза
Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка — [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу
детей — [ау]. Из звуков [и] и [а] получается песенка ослика — [иа]. Поупражняйте ребенка в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки, предложите ему следующие задания:
- Если я спою [а], а потом [у], что получится?
- Я пою: «Иа!» Какой звук я пою сначала, а какой потом?
- Спой: «Уа!» Какой звук ты поешь первым, а какой вторым? Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:
- Какой звук я тяну в начале слов аист, утка, ослик, иглы?
- С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася? А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?
- Какой звук ты слышишь в начале слов арбуз, апельсин, абрикос?
- С какого звука начинаются слова удочка, улитка, уроки? Объясните ребенку, что звуки [а], [у], [и], [о] — гласные. Гласные звуки произносятся легко (во рту нет никакой преграды). Сразу же можно ввести обозначение гласных звуков — красный кружок.
Шаг 10
Формируем навыки звукового анализа и синтеза
Теперь пора рассказать о согласных звуках. Это такие звуки, при произнесении которых есть преграда (препятствуют прохождению воздуха язык, губы, зубы). Это такие звуки, как [п, пь], [т, ть], [к, кь], [м, мь] и др. Мы будем обозначать синими и зелеными кружками. Затем можно начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. Спросите ребенка, каким звуком оканчивается каждое из этих слов.
Итак,
приступать к обучению грамоте стоит только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Не забываете ли вы почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день. Нельзя принуждать ребенка к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем;
обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие не только малышу, но и вам, поэтому для занятий понадобятся различные игрушки, кубики, любой строительный конструктор, пластилин, яркие разноцветные шнурки, цветные карандаши и фломастеры, магнитная доска и магнитная азбука, предметные и сюжетные картинки. Для выкладывания букв неплохо бы иметь морские камешки, каштаны, желуди, разноцветные пуговицы. Малыш должен каждую букву не только увидеть, но и сложить, потрогать ее руками;
не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам ребенка, подбадривайте его и не забывайте хвалить: «Умница! Молодец! Отлично! Ты меня порадовал! Я аплодирую тебе!»;
ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и другими буквами, если он пока не освоил правильного произношения этих звуков. Это может спровоцировать нарушения письменной речи - дисграфию, которая часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка при изучении русского языка в школе.
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Н. Нищева предлагает определенную последовательность изучения букв:
4-5 лет проводить дидактические игры и упражнения на развитие навыков чтения слогов и коротких слов (буквы А, О, У, И, П, Т, К, М, Н)
5-6 лет - на развитие навыков чтения слогов, слов, предложений (буквы Ы, Э, В,Ф, Г, Д, С, З, Х, Ш, Ж)
6-7 лет - на развитие навыков чтения слогов, слов, предложений (буквы Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Р, Л, ь, ъ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Как научить читать».Автор: воспитатель Русакова А.Н.
В этой консультации Вы найдёте правила, обязательные для успешного обучения чтению.....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-713401-1487426953.jpg)
Как помочь ребёнку научиться читать
На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451725-1401123622.jpg)
Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно
Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно Учебный год для первоклашек только начался. Многие родители уже столкнулись со всевозможными трудностями...