Консультация для родителей «Математическая подготовка детей к школе».
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей «Математическая подготовка детей к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeleymatem.docx | 128.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
(с показом презентации):
«Математическая подготовка детей к школе».
Подготовила: воспитатель
Шаповалова О.С.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений (знания о количестве и счете, о величине, о форме, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:
Знать
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.
- Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.
Уметь
- Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Соотносить цифру и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
- Измерять длину предметов с помощью условной меры.
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
- Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
- Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
- Составлять число из единиц (в пределах 10).
- Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
- Называть текущий месяц, последовательность дней недели.
При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь. Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Поэтому, задача педагога и родителей - помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы.
Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Пользуйтесь следующими принципами, занимаясь с ребенком: сознательность и активность, наглядность, деятельностный подход, систематичность и последовательность, постоянная повторяемость, научность, доступность, связь с жизнью, развивающее обучение и др.
Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический и настольно-печатный материал, картинки, раскраски, математические наборы, палочки, интерактивные и развивающие игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.
В процессе ФЭМП осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Сенсорное развитие (ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.
Развитие мышления
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
Развитие памяти, внимания, воображения
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
- обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.); - согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
- формулировка ответов полным предложением;
- логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.
Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
Развитие познавательных интересов
Формирование познавательного интереса у дошкольника является одной из важнейших задач в обучении. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность;
- благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
Например, один из методов, способствующих развитию познавательного интереса - элементарные опыты.
Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются
числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в
сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого —
одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше —
зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Математические сказки помогают усваивать знания,
запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах,
творчески мыслить, находить правильное решение.
Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Также советуем родителям широко использовать разнообразные настольно-печатные, интерактивные и развивающие игры, раскраски, головоломки, занимательные задачки, игры на плоскостное моделирование, кроссворды, ребусы и многое другое.
Все описанные приемы активно используются на занятиях в детском саду по формированию элементарных математических представлений. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по подготовке детей к школе
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и...
Консультация для родителей по подготовке детей к школе
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и...
Консультации для родителей по подготовке детей к школе
Консультации для родителей по подготовке детей к школе...
Консультация "Советы родителям в подготовке детей к школе "
Советы родителям в подготовке детей к школе....
Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".
В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...
Консультация для родителей: «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»
В домашних условиях обучение можно проводить неторопясь, возвращаясь в любое время в материалу, который ребенок не сразу усвоил, пользуясь предметами, окружающими ребенка....
Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе"
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим ...