Играем с пальчиками – развиваем речь
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
«Играем с пальчиками – развиваем речь»
Мастер – класс для родителей
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр в работе с детьми.
Задачи:
- показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребенка;
- способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Участники: родители и дети.
Форма проведения: мастер – класс.
Оборудование: сыпучие материалы (песок, манка), прищепки, баночки, тарелочки, пуговицы, детские резинки, бутылочки из - под детского питания, макеты со шнуровками и пуговицами.
Ход мастер – класса:
- Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер – классе «Пальчики играют – речь развивается». Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять (хлопают в ладоши)
1,2,3,4.5.
Продолжаем потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимаю руки с одной стороны)
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: «Ура!» (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включится в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
- Детей вы любите, да или нет? (Да)
- Чтоб ребяткам своим во всем помогать,
Вы, хотите, что – то новое узнать? (Да)
Чтоб дух мастер – класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (Да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать.
Приветствие кончилось, можно начать.
Теоритическая часть:
Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и запомню, дай попробовать – и я пойму».
Переходим к практической части.
Практическая часть:
Пальчиковая гимнастика.
Наши предки, наверняка, о чем – то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока ворона», «Ладушки», «Коза – рогатая» не что иное, как тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Заряд положительных эмоций – это три.
Я сейчас покажу вам пару упражнений пальчиковой гимнастики.
Пальчиковые упражнения со словами
Дом
Вот стоит огромный дом (руки поднять над головой, пальцы соединить под углом)
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.
Игры на самомассаж
«Моя семья»
(При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.)
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Вот вся моя семья.
Заготавливаем капусту
Руками эмитируем соответствующее движения:
- Мы капусту рубим, рубим! (2 р.) (прямыми, напряженными ладонями имитируем
движения топора: вверх – вниз.)
- Мы капусту режем, режем! (2 р.) (энергичные движения прямыми ладонями
вперед – назад)
- Мы капусту солим, солим! (2 р.) (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»)
- Мы капусту жмем, жмем! (2 р.) (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно
на двух руках, то поочередно).
- Мы морковку трем, трем! (2 р.) (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают
ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой
руки. Затем меняем руки.
«Дети охотно всегда чем- то занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому препятствовать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коломенский.
Один из вариантов развития мелкой моторики - это игры с предметами. В нашем случае прищепками. Прищепки могут быть разной формы и из разного материала.
Пальчиковые игры с прищепками.
Первая игра «Сортировка»
Сортировка цветных прищепок в цветную тару. Эта игра помогает нам изучить с ребенком цвет или закрепить его.
Вторая игра «Забор»
Ребенок должен повторить ту последовательность, которую вы выложили. Эта игра развивает мышление, зрительную память.
Третья игра с картонными заготовками с изображением солнышка, тучки, елочки, ежика.
С помощью прищепок дополняется образ. Эта игра на развитие творческого воображения и для закрепления цвета.
Четвертая игра «Стирка».
Малыш закрепляет вещи кукол или носовые платочки на веревочке, чтобы их не сдул ветер. Игра развивает координацию движений и мелкую моторику.
Пятая игра «Веселый счет»
Для этой игры нужны бумажные тарелочки, в каждой по центру приклеить цифры от1 до 5, цифры выделить цветом. Ребенок должен прицепить столько прищепок к тарелочке, сколько ему указывает цифра и еще соотнести прищепку по цвету цифры. Эта игра помогает ребенку выучить счет и закреплять цвет и развивает мелкую моторику.
Игры с пуговицами.
Выкладываем вместе с ребенком образ цветка, домика, флажка и т. д. пуговками на листе картона. Чтобы пуговицы на картоне не рассыпались, его поверхность предварительно смазать пластилином. С помощью пуговиц закрепляем цвет, форму, счет, развиваем воображение и мелкие мышцы пальцев.
Игра с резинками.
Предложить ребенку натянуть детские резинки на бутылочки от детского питания. Это упражнение сложное, зависит от того, насколько тугая резинка. Развивает мышцы пальцев, цвет, счет.
Игры с сыпучими материалами.
Предложить малышу порисовать пальчиками на подносе с песком, манкой, пшеном и т. д.
Развиваются тактильные ощущения, воображение.
Для того, чтобы развивать у ребенка мелкую моторику не обязательно покупать дорогие игрушки. Прищепки, пуговки есть в каждой семье и, если вы подкупите еще разноцветных, то они не будут лишними в быту, а детям принесут много пользы. Главное в таких занятиях это терпение, потому что с первого раза, мало кому удается, а потом необходимо проявлять максимум фантазии и придумывать что – то новое для того, чтобы эти игры не наскучили вашему малышу. А сейчас мы позовем наших малышей и игры с прищепками, пуговками и сыпучими предметам проведем вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
" Играем с пальчиками- развиваем речь"
Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников....
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Семинар-практикум для родителей младшей группы "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Практикум с родителями по развитию мелкой моторики....
Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"
Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...
Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"
В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...