Организация работы с родителями
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
детский сад « Рыбка» города Асино Томской области
Доклад «Организация работы с родителями».
Разработала: Шатова Алёна Владиславовна
воспитатель
2017г.
Я как педагог нередко и с тревогой думаю о родителях, которые приводят своих малышей в детский сад. Часто приходится терпеливо рассказывать о Монтессори-педагогике, объяснять, что ребёнку нужно позволять, самостоятельно застёгивать сандалики или повесить одежду в шкаф, несмотря на то, что мама спешит на работу, или в машине ждёт папа, доказывать, что ребёнку в два года не стоит заниматься английским языком, и многое другое.
Общаясь с коллегами, встречаюсь с тем, что взаимодействие с родителями не самая лёгкая часть нашей работы.
Если в Монтессори среде все специально продуманно, педагог любит и понимает, что он делает, то нормализация большинства детей проходит быстро и успешно. Но родители часто сводят усилия на нет: пропускают просьбы и замечания, игнорируют наши старания, праздники и другие мероприятия. Они же и так знают, как воспитывать своих детей, что им нужно и важно. Есть много моментов для размышления: почему так происходит, что мы можем сделать, чтобы улучшить ситуацию? Для начала, нужно вовлечь родителей в процесс Монтессори-метода и понаблюдать.
Удивительно, но мы увидим много интересной информации. Например, ребёнок занят работой, но у него вначале не всё получается, так как надо, и мама пытается сделать всё за малыша. Что за этим стоит: неуверенность в его силах? авторитарность? желание быть заботливой мамой? и многое другое.
Педагог, сделав для себя выводы, направит их взаимодействие в правильное русло.
Да, и чем родители отличаются от детей, им самим нужна поддержка, а не осуждение. Да, просчёты бывают у всех, но это не трагедия!
Конечно, у педагога больше знаний для успешного воспитания и мы стремимся поделиться ими с родителями, но как это сделать, если у них не возникает вопросов. Вот мы и должны пробудить любопытство и создать мотивацию для родителей. Создавая среду, для ребёнка состоящую из доверия, понимания, интереса и радости, воспитатель тем самым готовят среду для родителей, в которой они начинают задавать глубоко спрятанные важные вопросы. Но ещё сложнее услышать на них ответы.
Для создания такой среды, педагогу надо применить свой жизненный опыт, который помогает найти нужные слова, интонацию, паузу, рождающие понимание и доверие.
И ещё, мы можем помочь только тем, кто нуждается в помощи. Ведь всегда есть те, кому не нужны наши советы, и это нормально, это проявление разнообразия мира.
Сегодня мы живем в других условиях, в другое время, тем не менее некоторые правила, заложенные Марией Монтессори, не потеряли своей актуальности. Для нашего детского сада мы сформулировали их так:
1. Родители обязуются участвовать в воспитательной работе, а в случае необходимости помогать в изготовлении Монтессори-пособий.
2. Родители имеют право в любое время посещать Монтессори-группу, наблюдать, задавать вопросы воспитателям, администрации детского сада, врачу, психологу.
3. Раз в неделю родители беседуют с воспитателем для обмена информацией о ребенке и его проблемах.
4. Воспитатели и психологи готовы проводить консультации для родителей по обговоренному графику.
5. Родители имеют «Карту достижений ребенка» и заполняют ее в удобной для них форме.
В традиционном детском саду работа с семьей – только одно из многих третьестепенных направлений. В Монтессори-педагогике она – одно из ведущих, следующее в плане сразу после раздела «Воспитание и обучение детей». Это связано с тем, что система Монтессори ориентирована не на начальство и проверяющих всех рангов, а на семью как главного «заказчика» и проверяющего. Монтессори-программа ставит в центр своей работы РЕБЕНКА, поэтому и СЕМЬЯ как среда его обитания оказывается важной составляющей этой работы.
Сотрудничество с семьей начинается до приема ребенка в детский сад. Первый шаг –знакомство родителей с целями и методами Монтессори-педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори-система подходит для их ребенка, становятся не только помощниками в проведении ремонтов и в прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.
В расписании рабочего дня воспитателя необходимо предусмотреть не менее получаса на консультации и беседы с родителями (вместо так называемых методических часов).
Работа с родителями строится на следующих принципах:
1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не что он «натворил», а в чем его уникальность.
2. Индивидуальность работы с родителем. Такую работу возможно построить на основе консультаций-бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности. После установления доверительных отношений можно обсуждать проблемы не только ребенка, но и семьи и заполнять карту достижений, которая предназначена не только для воспитателя, но и для родителей. Карта является программой-планом наблюдений за формированием личности ребенка. Если родители захотят установить более тесные отношения с психологом, врачом детского сада с целью коррекции поведения ребенка, то в этом случае действуют те же три принципа общения. Врач, психолог, воспитатель вместе с родителями и по их просьбе могут выработать совместную линию поведения с ребенком.
Надо помнить, что не семья помогает детскому саду, а детский сад – семье.
Родители проходят своеобразный «конкурсный отбор», «тесты» на согласование с нашими, вернее – Марии Монтессори, идеями и принципами, целями воспитания. Делается это для того, чтобы избежать впоследствии конфликтов и разногласий. Затем беседуем с родителями о том, что устраивает или не устраивает их в этой системе воспитания, знакомим с «Картой достижений ребенка», предлагаем ответить на некоторые вопросы.
Вот их примерный перечень:
1. Какие сведения о Монтессори-методе привели Вас к нам?
2. Какие стороны этого метода Вы разделяете полностью?
3. Что вызывает Ваш протест?
4. Каким бы Вы хотели воспитать вашего ребенка?
5. Что хотели бы узнать от нас о системе Монтессори на встречах и тренингах?
6. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами? Каким образом Вы его представляете?
Мы не только ориентируем родителей на сотрудничество, но и предупреждаем: «Если вы хотите отдать своего ребенка «на сохранение» и вам нужен сад, который воспитывает ребенка без вмешательства родителей, то вам не стоит записывать ребенка к нам».
Для родителей, желающих подробней ознакомиться с системой Монтессори, проводятся консультации. Собираются небольшие группы родителей, которые либо только выбирают Монтессори-сад для своего ребенка, либо не уверены в своем выборе. Предлагаются следующие темы:
1. Система воспитания дошкольников на Западе. Отечественные системы. Монтессори-система и ее преимущества.
2. Специально подготовленная среда. Монтессори-материалы. Зависимость развития ребенка от стимулов.
3. Общение. Поддержка. Доверие (тренинг).
4. «Сделать за ребенка или помочь ему?» (тренинг).
5. Воспитание воли или безволия?
6. Счастливый ребенок – самостоятельный ребенок.
7. Самообучение, что это?
8. Самовоспитание и взаимовоспитание в Монтессори-группе.
Консультации и тренинги можно проводить в помещении, оборудованном под Монтессори-группу. Там родители могут наблюдать занятия своих детей.
В традиционных группах всегда вывешивались «Режим дня» и меню, а также листок с названием «Чем мы занимаемся на занятиях». Это прекрасная форма «наглядной агитации» и отчетности детского сада перед родителями. Но если первые два листка можно оставить, то третий придется заменить, ведь МЫ у нас уже заменено на Я. Индивидуализм пришел на смену коллективизму вместе с Монтессори-материалами, которые КАЖДЫЙ РЕБЕНОК выбирает по своему желанию. Поэтому воспитатель с помощью условных обозначений отмечает, чем занимался каждый ребенок.
Ещё я хочу рассказать вам про проект который мы разработали в прошлом году «Дружная семейка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....
«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»
Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...