Информационный блог для коллег
консультация (старшая группа) по теме
Информационный блог для коллег
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативы старших дошкольников
в конструктивно-модельной деятельности.
В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить в виртуальном мире различные постройки, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками, строить из разнообразных, в т.ч. нетрадиционных материалов.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется детская инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала.
Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в среднем возрасте, мы заметили, что у них повысился интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Исходя из этого интереса и того, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили создать кружок по лего-конструированию и робототехнике. Слайд Называется он «Лаборатория Фиксики», целью которого является: формирование основ инженерно - конструкторской мысли детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию.
Наша инициатива была поддержана администрацией ДОУ и старшими воспитателями. Была создана материальная база для занятий конструктивной деятельности.
Так же была разработана рабочая программа и перспективный план работы кружка. Дети с большим удовольствием создают новые модели, целые композиции.
В своей работе мы используем новые подходы при организации конструктивно – модельной деятельности
- Принцип трансформации;
- Принцип культуросообразности;
- Изменение позиции педагога.
- Положительный психологический микроклимат.
- Уважение индивидуального вкуса и привычек детей.
- Поощрение желаний создавать по собственному замыслу.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования;
- Привлекать к планированию жизни группы на день и более отдалённый период. Обсуждать выбор.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности или познавательной деятельности детей по интересам.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Для развития детской инициативности, мы в нашей группе используем следующие методы и приёмы конструктивно-модельной деятельности:
- Создание образовательных ситуаций;
- Самостоятельное экспериментирование со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;
Применение метода экспериментирования в конструктивно- модельной деятельности
- Знакомить детей с разными способами изменения одной и той же постройки (для получения вариантов);
- Сравнивать новую конструкцию с предыдущей, что и почему изменилось?
- Обследовать, выверять тактильно, визуально, оперировать этим.
- Побуждать у детей устойчивый интерес к занятиям и играм, используя для этого мелкие игрушки.
- Расширять опыт обследования.
- Обращать внимание на связь конструирования с реальным сооружением предметов.
- Содействовать пониманию слов, связанных с конструктивно- модельной деятельностью и употреблять их в свободной игре.
- Постоянно активизировать имеющейся опыт, только тогда можно создавать, проблемно- игровую ситуацию.
- Стараться, чтобы все идеи детей были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.
- В дидактических упражнениях и в специально созданных ситуациях.
В своей работе с детьми по конструктивно-модельной деятельности я соблюдаю определённые этапы становления навыка самостоятельности:
1. Помощь взрослому
2. Совместная деятельность
3. Деятельность с помощью
4. Полная самостоятельность
Конструирование — вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детской конструктивно-модельной деятельности является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Я в своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создала соответствующую развивающую среду. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке обязательно располагаю разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек.
Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Когалыма, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта.
Когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами. И это здорово!
Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнёром, и самое главное – чувство уверенности в себе.
Конструктор Lego – это занимательный материал, который способствует решению задач всестороннего развития, воспитания и образования. Lego используется для решения многих задач:
развития речи;
математических представлений;
конструкторских навыков;
коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе);
ознакомления с окружающим;
экологического воспитания;
элементарных историко-географических представлений;
овладения компьютерными технологиями.
Структура деятельности:
- Цель: (что будем строить?);
- Мотив деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?);
- Выбирать материал для конструирования (из чего будем строить?);
- Создавать постройку предложенным способом (по показу, модели, схеме, фотографии, описанию) или самостоятельно, завершать работу;
- Обыгрывать постройку и в игре анализировать её качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность).
Размещение и обыгрывание готовых конструкций
- Найти место для размещения в пространстве готовых конструкций, например «мобили» для оформления группы по теме недели. Это может быть композиция, инсталляция её место в интерьере или экстерьере, т.е. на участке.
- Наличие выставочной зоны для демонстрации своих построек, что позволит повысить самооценку и интересы к дальнейшему конструированию.
- Необходимо наличие наглядного материала – рисунки, фотографии прошлого и настоящего, чертежи, схемы весь этот материал способствует самостоятельному возведению построек детьми.
В СВОЕЙ деятельности вы применяем технологию Гришаевой Н.Н «Социализация дошкольников» - «Дети-волонтёры». Продукты совместной деятельности постройки, мультфильмы обсуждаем, обыгрываем с детьми младшего дошкольного возраста.
Продуктом детской конструкторской деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме, а также мультфильмы, в создании которых дети принимают непосредственное участие.
Совместная деятельность в этом направлении открывает новые возможности как в плане развития речи детей: озвучивание закадрового текста, отработка правильного произношения. В этом процессе применяется повторное использование материала, делается упор на причастность к общему делу, используется дидактические игры «Узнай по голосу» на развитие слухового внимания, «Где находится?», умение употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве, сравнение сюжетов двух фильмов. Созданные детьми мультфильмы являются отчетным материалом о проделанной работе за определенный период времени.
Таким образом, грамотно созданная развивающая среда группы, полученный ранее опыт конструирования и создание мультфильмов с использованием конструктора Lego оказывает влияние на все аспекты развития личности ребёнка, помогая детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Блог : "Домашние животные"
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. ...

Создание блога, как элемента информационно-коммуникативной среды дошкольного учреждения.
Сообщение из опыта работы по созданию и использованию интернет представительства ОУ. Во втором вложении помещена пользовательская карта нашего блога. надеюсь, что этот материал будет полезен для...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Валерия Борзунова. Блог
Коммуникативное обеспечение учебно-воспитательного процесса ДОУ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Блог в педагогической деятельности воспитателя»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Блог в педагогической деятельности воспитателя»...

Отзывы коллег о моей работе. об открытых мероприятиях для коллег.
Отзывы коллег на мою профессиональную деятельность....

Блог, основные элементы оформления блога
Образовательные блоги могут использоваться для индивидуализации образовательного процесса и организации коллективной работы; позволяют привлекать учеников к различным видам деятельности от решен...