родительское собрание по речевому развитию в средней группе
материал (средняя группа) на тему

игровой практикум с показом речевого развлечения сдетьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну Развитие речи».

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Вступительный этап: -введение в проблему; -создание проблемной ситуации.

2. Основная часть: -игра в форме путешествия на паровозике

3. Подведение итогов собрания: -обратная связь; -рефлексия.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы проведём нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи».

Но вначале немного науки.

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

И так, в идеале ребёнок к 5 годам:

• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные,

наречия, местоимения и предлоги.

• активно осознаёт обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);

• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

• Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш»«ж»«ч»«щ», сонорные («р»«рь»«л»«ль») звуки, а некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!

Первая станция – это артикуляционная гимнастика( презентация)

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений

Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Футбол

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Станция Пальчиковая гимнастика.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Станция «Игровая».

Образование прилагательных. (карточки «Соки»)

Следующая станция Игра «Чистоговорки».

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

-А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места. Едем дальше!

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (схематичное изображение человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Станция «Конечная»

-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Но у нас пока нет игр для развития речевого дыхания.

И сейчас мы проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить игры для развития речевого дыхания.

-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель передает палочку родителям и задаёт вопросы).

Обратная связь:

-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?

- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

-Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?

- Ваши пожелания на следующее собрание.

Воспитатель: Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур паровозика и цветные многоугольники «вагончики»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный прямоугольник, если частично- желтый, а если не удовлетворены – зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)


8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?



11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!



Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет


Рекомендации к развитию речи у детей

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.




Сценарий музыкально – речевого развлечения «Снеговичок»

Цель: Развитие речи детей при помощи игры.

Оборудование: Костюм Снеговика, ящик со снежками, картинки с детской зимней одеждой, картинки с изображением летнего сюжета, атрибут ы (лягушка, цапля), пособие к игре «Поймай комара» (ленты на трубочках с комарами на концах), запись пения птиц, декорации летнего и зимнего пейзажей.

Ход развлечения:

Дети заходят в музыкальный зал под музыку, в центре зала их встречает Снеговик. Дети встают в круг возле Снеговика.

С: Здравствуйте, дети!

Д: Здравствуй, Снеговик!

С: Вас давно я поджидаю, с вами я в игру сыграю. Это моя любимая пальчиковая игра «Снеговичок»

Текст

Описание действий

Тра –та – та! Тра – та –та!

Хлопают в ладоши

Рада снегу детвора.

Пальцы сжаты в кулак, большой палец смотрит наверх. Руки сгибаются и разгибаются в локтях.

Тра –та – та! Тра – та –та!

Хлопают в ладоши

Лепим мы снеговика.

«лепят снежки»

Ком на ком поставим,

«Ставят ком» (выставляют вперед руки, округленные в локтях, пальцы сцеплены в замок)

Глазки подведем,

Пальчиками показывают «очки»

Нос морковкой вставим,

Подставляют к носу кулачки

Шапочку найдем.

Кладут руки на головы

Вот такой снеговичок,

Руки кладут на плечи – пояс -2 удара по коленям

Снежный белый толстячок

Округляют руки в локтях, сцепляют пальцы в замок перед собой, покачивая руками из стороны в сторону – 4 раза.

После игры дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

С: Я очень люблю зиму, а любимые мои игрушки – снежки и снежинки, они у меня лежат в коробке (Достает обклеенную мишурой коробку). Хотите с моими игрушками поиграть?

Д: Да! Хотим!

С: Тогда покажите мне свою ладошку вытянутой руки. Я сейчас подую, и на ваших ладонях появится снежинка. (Снеговик дует в сторону детей). Появилась? Тогда я вас научу делать снегопад, хотите?

Д: Хотим!

С: Нужно тихо – тихо подуть на вытянутую ладонь (Дети дуют). А теперь сильно – сильно! Ой! Снежинки летят, кружатся. Ловлю, ловлю (снеговик кружится, имитирует ловлю снежинок).

Незаметно достает снежинки с вопросами.

Игра «Ответь правильно»:

-Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или падает?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

На коньках катаются или качаются?

Снеговика лепят или строят?

С: Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Тогда я вам подарю целую корзину моих снежков.

Снеговик достает корзину со «снежками».

С: Сейчас я приглашаю поиграть в мою любимую игру. Для этого нужно разделиться на две команды: Девочки и мальчики , вставайте друг напротив друга .

Проводиться игра «Снежки»:

Один, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, белый, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем

И друг с другом поиграем.

Дети хором произносят слова, затем, бросают «снежки» друг в друга. После игры собирают «снежки» в корзинку и садятся на стульчики.

Упражнение «Найди «шипящие» картинки»

С: Ребята, посмотрите на мои варежки и шарфик. Вам они нравятся? Как одним словом можно назвать их?

Д: Одежда!

С: А у меня еще есть картинки зимней одежды. (Снеговик показывает картинки с изображением одежды: шарфика, куртки, шубы, варежек, перчаток, шапки)

С: Только я не могу понять, какие из картинок «шипящие». Давайте их отыщем.

Снеговик четко называет картинки, голосом выделяя звук Ш, дети выбирают те, в названиях которых есть этот звук.

Снеговик садиться и грустит.

С: Вот мы сейчас рассматривали зимнюю одежду. А говорят, что есть такое время года, когда совсем эта одежда не нужна. Тогда ходят по улице в легких сарафанчиках и футболках, а на голове – кепки – бейсболки , а у девочек – косынки и панамки. Вы не знаете что это такое?

Д: Лето!

С: Да! Лето! А что такое лето? Я его никогда не видел. Расскажите, мне, пожалуйста о лете.

(Дети рассказывают. Составляют предложение по картинке)

С: Как бы я хотел побывать в лете, только не на долго, чтобы не растаять! А вы, дети, хотите отправиться в лето? Тогда я знаю самый быстрый способ. Согласны!

Закрывайте все глаза,

Чтоб случились чудеса.

Наш волшебный самолет

Отправляется в полет!

(Дети стоят на месте с закрытыми глазами. Руки в стороны – изображают крылья самолетов). Проговаривают звук «У» с различной силой голоса.

Зимние декорации меняются на летние. Макеты деревьев с одной стороны окрашены в белый цвет, а с другой в зеленый. Звучит запись пения птиц.

С: Ребята, открываем глазки. Ой, куда мы попали? Смотрите, деревья уже не белые а … Птицы поют, цветы вокруг.

Д: это лето.

Снеговик обходит полянку и находит канат, растягивает его в виде круга.

С: Ой, а это что такое? Да, здесь вода какая –то !

Д: это болото.

С: А кто живет на болоте?

Д: Лягушки!

С:Что то их не видно. А что они едят?

(Ответы детей)

С: А давайте сыграем в игру «Комарики». Лягушки очень любопытны, услышат песенку комара и обязательно появятся.

(Детям раздаются пособия к игре на подражание: ленты на трубках с комариком на концах). Дети наматывают ленты и произносят звук «З». Появляется лягушка (кукла – марионетка), роль которой исполняет младший воспитатель.

Л: Ква - ква, вы чего так расшумелись? А это кто такой белый с морковным носом? Для чего вы здесь?

(Дети объясняют свое появление на болоте)

Л: Снеговик?! Тогда мы покажем ему, как мы на болоте живем…

(Организуется подвижная игра «Лягушки и цапля»). Младший воспитатель и Снеговик помогают одевать детям атрибуты лягушек.

Дети – лягушки:

На одной ноге стоишь

Во все стороны глядишь,

А мы весело прыг – скок!

Догони –ка нас, дружок!

После этих слов выпрыгивают из круга -веревки и присаживаются в позе лягушки. Снеговик – цапля догоняет лягушек, хлопая в ладоши.

С: Я так разыгрался, что мне очень жарко стало, скоро растаю! До свидания, лягушка. Нам пора в зиму возвращаться!

Л: До свидания!

С: садитесь опять в наш самолет, я поизношу волшебные слова. Самолет загудел (Дети произносят звук «У»)

Закрывайте все глаза,

Чтоб случились чудеса.

Наш волшебный самолет

Отправляется в полет!

С: А вот мы и опять в саду. Как мне понравилось путешествовать! А вам? Спасибо, что вы мне рассказали и показали лето. А зима мне больше нравиться! Давайте споем песенку в хороводе о зиме.

(Дети исполняют хоровод «Снег, снег, снег – снежок!»)

Снег, снег, снег – снежок белые дорожки

Мы надели валенки, чтоб не замерзли ножки.

Снег, снег, снег – снежок. Снег летит из тучки.

Мы оденем варежки, чтоб не мерзли ручки.

Снег, снег, снег –снежок. Белые метели

Чтобы не замерзнуть нам, шубки мы надели.

Снег, снег, снег – снежок. Раскраснелись лица.

Мы попрыгаем немножко, будем веселиться!

С: У меня где-то спрятан сюрприз.

Глядите внимательно,

Найдете волшебный снежок обязательно!

(Под музыку дети ищут и находят «Снежок», а там конфеты)

Младший воспитатель: А теперь нам пора, Снеговичок. До свидания!

С: До свидания, ребята. И мне очень понравилось с вами играть.

Дети выходят из зала под музыку

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития детей с ОНР в старшей логопедической группе".

Презентация знакомит  родителей  с  понятием  ОНР  у  детей  .  Представлены  рекомендации  по  развитию  лексико - грамматическог...

Родительское собрание "Особенности речевого развития у детей старшего возраста"

Презентация на родительское собрание тема "Особенности речевого развития у детей старшего возраста". Рассказать о направлениях по которым ведется работа в группе по развитию речи....

Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"

Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"...