«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе с дошкольниками"Материал
статья на тему

Материал всероссийскго педагогического марафона учебных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов

День дошкольного образования

27 марта 2016 года

Тема выступления:

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе с дошкольниками

(по В.В.Онишиной - к.п.н., доцента кафедры человековедения и физической культуры ГБОУ ВО «Академия социального управления»)

Открытое занятие

Москва,

2016

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения.

 Одним из важнейших принципов является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности  мышления.

В образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура» выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это сосотяние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основоположниками здоровьесберегающих технологий являются 

Илья Ильич Мечников (1845-1916) -  создатель теории ортобиотики.

Виктор Максимович Шепель (род. 1930) – разработал науку – технологию ортобиотику.

Принципы триединства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающее полноценное человеческое функционирование.

Духовно – нравственное здоровье – наличие у человека нравственных принципов, которые обеспечивают активную созидательную жизненную позицию. Духовно – нравственное здоровье предполагает способность человека противостоять различного рода жизненным трудностям без утраты социально – психологической адаптации.

Здоровье: единство физической, психической и духовной составляющих( орторбиотика).

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников.

Ведущий принцип – природосообразность, т.е. реализация потребностей.

Нереализация физичеких потребностей (красный круг) – это страхи, утомляемость, апатия, лень, агрессия, плохой аппетит.

Виды здоровья

Формы проявления здоровья у человека (ребенка)

Формы проявления нездоровья человека (ребенка)

Физическое здоровье

Свободное дыхание, легкие движения, живая мимимка, теплые конечности, розовое лицо, выразительная речь, расширение сенсорного восприятия, блеск в глазах.

Может проявляться в головокружениях, легкой тошноте, ли зевоте, поверхностном дыхании, поднятии или падении артериального давления, блуждающих болях, физическом заболевании.

 

Не реализация психологических потребностей (желтый круг) –

Виды здоровья

Формы проявления здоровья человека

(ребенка)

Формы проявления нездоровья человека

(ребенка)

Психическое здоровье

Высокий эмоциональный тон, уверенность в своих силах, высокий уровень самооценки, адекватная самооценка, спокойствие, эффективные стратегии мышления и поведения, творческое состояние сознания

Выражается в потере интереса к делу, доминирование таких эмоциональных состояний как гнев, страх, вина и т.п. Может возникать чувство беспомощности во время обучения чему – либо. Все в месте ведет к резкому снижению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Не реализация духовных потребностей (синий круг)

Виды здоровья

Формы проявления здоровья человека

(ребенка)

Формы проявления нездоровья человека

(ребенка)

Духовное здоровье

Включенная интуиция, спокойное поведение, альтруизм, толерантное мышление и поведение

Может проявляться в личностной деградации, желании манипулировать другими людьми, отсутствие интуитивных решений, в чувстве глубокого одиночества и т.п.

ПСИХОФИЗИКА

Стресс ведет к психосоматическим заболеваниям:

1. Нарушения иммунитета - частые инфекционные заболевания.

2. Аллергия, гипервентиляция, астма.

3. Кожные заболевания - экзема, псориаз.

4. Заболевания опорно-двигательного аппарата  -  радикулит и невралгии.

5. Сердечно-сосудистые болезни -  мигрень, гипертония, инсульт, инфаркт.

6. Желудочно-кишечные заболевания – язвы толстого кишечника, желудка.

7. Расстройства психики – бессонница, депрессия, тревожность, психопатия, шизофрения.

Нездоровье – это не реализация потребностей.

Психосоматика.

Родителей и воспитателей  часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь,  температура, боли в животе и т.п.

Это часто случается на нервной почве, когда ребенок сильно переволнуется.

Отличительной особенностью данного вида расстройств является то, симптомы быстро проходят. Однако, они могут стать хроническими.

Здоровье – это реализация потребностей.

Здоровьеформирующие технологии – это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности воспитанника по обретению им культуры ЗОЖ.

Здоровьеформирующие компетенции: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.

Предпосылки  учебной деятельности

Назначение игры – моделирование состояний и явлений внешнего и внутреннего мира.

Образец: Сказка «Репка»

Тема: О взаимовыручке.

Смысл: нужно помогать друг другу(не все можно сделать в одиночку).

Цель работы: помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

Постановка якоря: имитация жеста победителя.

Повторение движения  в течении 2 недель на фоне активирующего вопроса6 «Вспомни время, когда у тебя что-то не получалось, а потом взяло и получилось»

Психический аспект здоровья

Составление рассказа по картинкам с включением слов, выражающих

Ощущения РК

Легко-тяжело,

Трудно – не трудно,

Приятно – не приятно и т.п.

Эмоции ЕК

Плохо – хорошо,

Обидно – не обидно,

Грустно – радостно и т.п.

Духовно – нравственный аспект  здоровья.

Вот один тянул я репку

И не сдвинул табуретку.

Позову на помощь маму,-

Вместе сдвинем на «Ура!» мы!

Якорь: ребенок делает выброс правой рукой вверх с зажатым кулаком . Звук «Ура!». На лице улыбка.

СК

Непосредственно-образовательная деятельность

Задать ребенку вопрос: «Вспомни время, когда у тебя одного не получалось, а потом взяло и вместе получилось!»

( Состояние!)

Питание

Во время принятия пищи можно воспользоваться действием-якорем для поднятия настроения, например: «Ребята, что нужно сделать, чтобы съесть все быстрее и с аппетитом?»

Нужно вывести детей на идею поднятия руки и произнесения : «Ура!»

«Вместе сдвинем на «Ура!» мы!»

Сон

Идея объединения усилий может быть воспитателем использована, например, таким образом: «Ребята, все вместе вы уснете быстрее и отдохнете лучше. Если всем одновременно сделать три глубоких вдоха и выдоха, то все получится обязательно».(оптимально применить расслабляющее дыхание и т.д.)

Гигиена

Идея взаимовыручки и совместного достижения может быть через движение -  якорь отработана и во время гигиенических процедур (передать мыло другому, полотенце, напомнить о том,что нужно привести себя в порядок и т.п.)

Прогулка

Во время прогулки оптимально повторять все движения – якоря, которые будут получены в течение года (16 якорей)

Работа с якорем по сказке «Репка» может быть представлена как настрой на совместную игру.

Например: «Ребята, а вы знаете, зачем нужно вместе играть?», «А когда игра может получиться интереснее, чем всегда,», «А во что можно играть вместе?», «Покажите мне, как можно настроиться на то, чтобы дделать все вместе?»(дети показывают жест)

Воспитатель несколько секунд тратит на то, чтобы  проделать фронтально со всеми вместе якорь или делает это в малой группе ( по мере готовности детей после одевания на прогулку)

Программа «Разноцветная планета» содержит:

3-4 года – 16 якорей

                                                  4-5 лет – 16 якорей

5-6 лет – 16 якорей

6 – 8 лет – 16 якорей.

Всего – 64 якоря.

(духовно- нравственные ценности)

Образец: сказка «Лиса и журавль»

Если гости к вам пришли

«Все из печи на стол мечи!»

Ты не жадничай, дружок,

Гостю – лучший пирожок!»

Постановка якоря: Ребенок протягивает руки вперед раскрытыми ладонями вверх  с легким поклоном.

Общие принципы по здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников.

Здоровье.

  • Физическое здоровье,
  • Психологическое здоровье,
  • Духовное здоровье,
  • Обретение мышечной радости,
  • Понимание своих эмоций,
  • Обретение ценностных ориенаций.

Физическое здоровье («Василиса Прекрасная»)

Отгадай загадку: Солнце раннее встает-

                              Красна всадника ведет.

                              А к полудню белый всадник

                              День мой ясный приведет.

                              Черный всадник ночь ведет.

                               Повтори круговорот! (утро, день, вечер, ночь)

Психическое здоровье – картинки с заданиями.

  • Рис. Мачеха и сестры указывают Василисе, что нужно сделать.
  • Рис. Василиса тайком кормит свою куколку.
  • РисВасилиса идет через темный лес.
  • Рассмотри картинки и вспомни, как Василиса преодолела все трудности и как ей помогала куколка.
  • Представь себя Василисой и расскажи, что бы ты почувствовал в каждой из картинок. Нарисуй это в свободных клеточках.
  • Как у Василисы появилась отвага?
  • Подумай и расскажи, почему Баба – яга помогла Василисе?

Духовно – нравственное здоровье. Картинки с заданиями.

  • Рис 1. Мальчик заблудился в темном и густом лесу и ему страшно.
  • Рис 2. Мальчик идет по тропинке через лес,  начался дождь.
  • Рис 3.Мальчик с радостью выбегает на светлую опушку, где его ждут родители.

План работы:

  • Рассмотри картинки и расскажи по ним, что произошло.
  • Представь себя на месте мальчика и расскажи, как бы ты поступил в похожей ситуации (потерялся в магазине, забыл свой адрес, ходил к зубному врачу, делали уколы, выступал перед большим количеством людей, что-то еще)
  • В свободной клеточке нарисуй ситуацию, когда тебе пришлось проявить отвагу.

Подключение якорения:

  • Василиса хороша,
  • И красива и умна.
  • Победит она невзгоды,
  • Счастье в жизни обретет
  • И царицей заживет!  (ребенок имитирует надевание короны на голову)

Закрепление якоря

  • Движение повторять в течение двух недель на фоне активизирующего вопроса:

         «Вспомни время, когда ты не был – не был смелым и отважным, а       потом взял и стал смелым и отважным!»

Двигательно – игровой комплекс

«Интерес. Движение. Игра»

Содержание такого емкого понятия, как  «комплекс» позволяет связать между собой смену видов деятельности, разнообразные формы проведения двигательной игры, что вызывает у ребенка чувство новизны, желание выразить свои эмоции с помощью собственного движения во всех его разновидностях, что составляет цель и смысл деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Физическая составляющая здоровья обеспечивает:

- Физическое развитие,

 - Развитие движений,

 - Формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкости, быстроты, силы, скорости, гибкости, выносливости и координации).

Психическая составляющая здоровья обеспечивает:

                               - активизацию системы восприятия,

- эмоционально – положительный тонус,

                               - яркие эмоциональные переживания,

                              - освоение языка движений,

                              - умение визуализировать образ.

Духовно – нравственная составляющая здоровья обеспечивает:

                              - воспитание положительных черт характера, нравственных     и волевых качеств,

                              - мотивацию на сохранение и укрепление своего здоровья,

                              - способность к координации и регулированию совместных действий при выполнении двигательных задач (речевая коммуникация и активное взаимодействие).

Формула трехступенчатой мотивации.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а  более  всего игровой.

1 этап. «Хочу!»  «Хочу играть, чтобы помочь герою»

2 этап. «Надо!»   «Надо научиться движеним промогать герою»

3 этап. «Могу!» «Я помог герою!»

(по А.И. Леонтьеву и Д.Б. Эльконину)

Мотивация «Хочу!»

Основная  функция – «перезагрузка» в сторону сказки.

Обогащение сенсорного опыта ребенка.

Включение творческого мозга.

 – работа  со зрительными образами «я вижу»

 - работа со звуковвыми образами «я слышу»

 - «я чувствую»

Мотивация «Надо»

Основная функция – обучение технике выполнения движений в контексте решения проблемной ситуации сказки.

Целостный образ поз и движений – взаимосвязь всех уровней, быстрая реакция на любом уровне складывается из:

- зрительный уровень «я вижу»как выполняют движения другие,

- двигательный уровень «я чувствую»,как выполняю движения сам,
- словестный (понятийный)уровень «я слышу», называю движения или слушаю команду.

Мотивация «Могу»

-интегрирующий компонент игры.

Основная функция – игровой результат.Получение состояния удовлетворения от получения от полученного результата решения проблемной ситуации сказки, вера в свои силы и возможности.

Переход на новый уровень развития

-  «я вижу»,

- «я чувствую»,

- «я слышу»,

- «я умею выразить движением, в творчестве, словом»

Интерес – мотивация – углубление представлений ребенка обобъекте, получение сенсорных впечатлений, эмоциональнаяактивизация детей на освоение предстоящей двигательной деятельности.

Движение. «Сказка в движении» - совершенствование уменийи навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.Активизация двигательной и языковой активности, «оживление» в движениях персонажей сказки и согласование движений с текстом.

Релаксационный комплекс «Волшебный коврик» - это постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному. Фиксирование эмоционального состояния. Закрепление новых слов, выражений, нравственных норм сказки. Якорь.

Мотивация «Хочу!»

(«Василиса Прекрасная»)

Визуальный ряд:

- наблюдение за огнем (горящая свеча).

- просмотр презентации «Огонь», наблюдение за красками огня.

Аудиальный ряд:

- прослушивание видеозаписи со звуками горящего огня.

Телесный ряд:

- знакомство с ощущениями тепла (горящая свеча, тепло ладошек, солнышка), холода (прохлада воды, воздуха),

- проведение опыта по смешиванию красок в воде.

Мотивация «Надо!»

(«Василиса Прекрасная»)

Мотивом к началу двигательной игры служит просьба Василисы помочь ей добыть огонь.

Дети обыгрывают в движении различные ситуации сказки: белый, красный, черный всадники («Гимнастика мозга»), самомассаж ладоней и рук – добывание огня, в результате у каждого ребенка – свой, добытый им, огонек..

И вот костер уже разгорелся (упражнения с лентами).

Двигательный образ, мотивирующий детей на выполнение действия – «доберемся до Василисы и передадим ей свой огонек» - ходьба по наклонной лестнице и лазание по канату.

Двигательный рассказ(фото салок в физзале с надписью: «раз-два-три-догони)

Мотивация «Могу!»

(«Василиса Прекрасная»)

И в завершении в подвижной игре «Защити товарища» дети ощущают чувство поддержки друга.

Отдыхая, представляют тот огонь, который помогли добыть для Василисы Прекрасной.

Закрепление материала: выполнение упражнений на напряжение (холодно, когда у нее не было огня) и расслабление мышц тела (горячо – горит огонь, который мы помогли ей добыть).

Рефлексия и «Волшебный коврик».

Рефлексия

(«Василиса Прекрасная»)

Отражение впечатлений от образа огня.

Рисование пластилином – размазывание пластилина по картону. Такая деятельность углубляет языковые представления ребенка об объекте и рассказать о своих ощущениях.

Реализация двигательного опыта (фото размазывания  пластилина по бумаге – рисуем огонь. «Добудем огонь для Василисы Прекрасной».)

Гимнастика мозга – НАДО!

(«Василиса Прекрасная»)

Василиса собралась, положила куколку в свой карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес. Идет она и дрожит.

Вдруг скачет мимо нее всадник: сам белый, одет в белое, конь под ним белый и сбруя на коне белая,  - на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красное и на красном коне, - стало всходить солнце.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла она на полянку, где стояла избушка яги – бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами, вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы –яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в работе с дошкольниками

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка....

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в работе логопеда»

Задача логопеда максимально использовать все методы и технологии для развития всесторонне развитой, здоровой личности ребенка. В своей работе я использую приемы релаксации, Су- Джок колечки, логопедич...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

«Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Организуя работу по  коррекции речи,  педагоги должны ставить  перед собой и оздоровительные задачи:Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.Создавать условия, обеспечива...