Консультация для родителей: "Игрушка и антиигрушка"
консультация на тему
Игра и игрушки-важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rod.-antiigrushka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игрушка и антиигрушка в детской субкультуре»
(Краткая история и философия игрушки)
Игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность становится способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовался в обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства из мира взрослости. Дети при этом «как бы выталкивались из сферы материального производства, выпадали из взрослого сообщества и предоставлялись сами себе[1]» [Эльконин, с.36.]
Тогда и возникли играющие детские коллективы, в которых происходило усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Через игру дети в опосредствованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием. Важнейшей составной частью развивающей среды для ребенка является игра и игрушка.
Игрушка принадлежит к фундаментальным универсалиям бытия, таким, как, например, дом, жилище. Она утверждает ценности культуры и передает опыт новым поколениям людей. В ней заложен потенциал развития культуры как негативный, так и позитивный[2] .
Игрушка не только составная часть игровой реальности, или элемент предметного мира, включенного в игру, она – своеобразное звено между ребенком и предметным миром. Игрушка – чисто человеческий феномен, поскольку в играх животных она выступает как случайный предмет и не наделяется символическим значением, не изготавливается специально, не сохраняется и не передается другим существам.
По игрушке можно судить об эпохе, народе, особенностях эстетики, психологии, миропонимания, социализации, она сама позволяет уточнить тенденции развития современной культуры, увидеть особенности картины мира человека, его ценностные ориентации. Например, широкое распространение оптических игрушек в XIX веке отражало представления людей о мире как картинке, что, как считается, обусловило, предвосхитило и подготовило почву для изобретения кинематографа. Это свидетельствует об особой креативной функции игрушки, предвосхищающей развитие культуры, в частности, научно- технических и эстетических представлений.
Вместе с тем, игрушка имеет универсальный характер у многих народов существуют поразительно сходные игровые предметы как единые модели способов освоения ребенком действительности : древние погремушки, куклы, орудия труда и др..
Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе , может быть, был именно игрушкой, т.е. тем, что не имело прямого утилитарного значения. На детские игрушки издавна обращали серьезное внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети, «не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи».
Аристотель (384 г. до н.э. – ок. 322 г. до н.э.) – древнегреческий философ-энциклопедист, создатель первого систематизированного учения о психике. Главный его труд – трактат «О душе», оказал огромное влияние на развитие мировой психологической мысли как естественнонаучной, так и религиозно-философской. В контексте воспитания важной мыслью А. являлось то, что знание норм как таковое само по себе не делает человека нравственным.
Философ Древней Греции Архитас стал знаменитым, между прочим, благодаря тому, что изобрел для детей погремушку, а швейцарский писатель XVIII в. Лафатер придумал игру в деревянные кирпичики для построек, типа нашего строительного конструктора.
Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) – швейцарский писатель, автор книги для детей «Маленькая Библия». Написал трактат по физиогномике – учению о якобы непосредственной связи внешнего облика человека с его личностными особенностями и типом характера.
По мнению известных мыслителей, таких, как Фребель излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для воспитания пытливости ума и склада характера.
Фридрих Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детсада и основы методики работы в нем. В России были очень популярны фребелевские общества и курсы воспитательниц для детсадов и семей, преобразованные после 1917 года в учебные заведения.
Игрушки в русской традиции воплощали в себе образ идеального мира, выстраивали целостную картину мира. Для русской традиции никогда не приветствовалось изображение диких животных как игрушек, особенно хищников: медведя, волка, кабана, а также образов потустороннего мира, нечистой силы. Это свидетельствует о том что, видимо, устная традиция – былички, сказки, фольклор, в которых изобиловали подобные персонажи, не имели аналогов в детской игрушечной традиции, и в «потешном промысле» не использовались и не изготовлялись. Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была интуитивно найдена, воздействуя на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия[3]. Потому так ценятся игрушки из натуральных материалов сегодня.
В своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин, в главе об историческом возникновении ролевой игры, говорит об ошибочности взглядов Е.А. Аркина на происхождение игрушки как неизменной на протяжении всего социогенеза.
Е.А. Аркин (1873-1948)- русский и советский педагог и психолог, специалист в области дошкольного детства.
Однако можно согласиться с тем, что при всем изобилии игрушек сегодня ребенок проявляет интерес к тому, что Е.А. Аркин[4] называл « игрушками изначальными», это:
- звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, погремушки, бубенцы и так далее;
- двигательные игрушки – волчок, змей, мячик;
- оружие – лук, стрелы, бумеранг, копье и так далее;
- образные игрушки – куклы и животные;
- веревочка и пр..
Что такое игрушка в жизни ребенка
Игрушка не только сопровождение игры, не только средство общения малыша и взрослого, малыша и сверстников, но и средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки.
Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры (цивилизации), ее направления в движении: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры, а игры – на принципах СМИ. Свидетельства этому, в частности, – бесконечные игры взрослых на телевидении при отсутствии детского образовательного канала.
Игрушка – культурное психологическое средство овладения ребенком собственным поведением. Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью игрушечного деревянного меча – орудия самозащиты.
Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра от зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или сферу Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение, кукла – образ человека. Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современной ситуации игрушка способна породить чудовищ внутри души маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в ребенке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.
В современной игровой цивилизации взрослых, когда игра как важнейший атрибут ребенка в трансформированной форме узурпирована взрослыми, социальная ситуация детства такова, что существует тенденция угасания игровой культуры ребенка. Дети перестают играть! Это с тревогой отмечают многие ученые в мире, предупреждая о непредсказуемых последствиях. Игрушка способная особым образом воздействовать на ребенка.
Психологические механизмы и формы воздействия игрушки на ребенка
Эмоциональная идентификация как постановка себя на место игрушки, внедрение ее характеристик в поведение ребенка. Для 10-месячной девочки кукла с веревочными руками спровоцировала позу и «выражение лица». Сегодня в России для идентификации ребенка (его уподобления кому-то, постановки себя на место другого) как механизма формирования личности гражданина почти отсутствуют положительные образы и персонажи, но изобилуют отрицательные: жестокие, бессердечные, демонические.
Интимизация общения как установление отношений с игрушкой как с живым существом. Любимая игрушка – друг, который «в беде не бросит, лишнего не спросит».
Позитивные ожидания. Доверие к игрушке как отсутствие установки на возможную угрозу. Ребенок не ожидает агрессии, предательства от игрушки вообще и осознает свою ответственность перед ней.
В "Экспериментальной психологии" швейцарский психолог Р. Мейли[5], который использует термин идентификации для обозначения механизма формирования "Сверх-Я" личности ребенка, пишет: "Даже когда ребенок изображает паровоз, льва или ягненка, он символически реализует тот аспект своей личности, который представляется ему желательным" [Р.Мейли, с.198 ]. Следовательно, способность ребенка к идентификации распространяется и на неодушевленные, с точки зрения взрослого, объекты в силу детского анимизма и мифологичности сознания.
Особое место в игровом пространстве принадлежит антроморфизированным игрушкам – куклам, мягким зверушкам, которым придается облик человека. Русская традиционная кукла – собеседник, идеальный образ младенца, дочки, которая имеет имя и характер. Такая кукла не имела лица, кукла-младенец могла не иметь ручек-ножек, а младенческая телесность и беззащитность передавалась в обобщенном виде свивальника. Ребенок, оказываясь в диалоге с такой куклой в наклонной плоскости, находится в верхнем положении, как бы представляется взрослым. Здесь реализуется модель идеальных человеческих отношений взрослого к ребенку: лечить, учить, кормить, купать и пр., где ребенок в позиции заботливо ухаживающего взрослого. Идеальное Я девочки в будущем – это мама с младенцем, где происходит воплощение архетипа материнства. Кукла по Д.Б. Эльконину – не только партнер по общению в игре, но и заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.
Диалог ребенка с игрушкой в контексте его духовно-нравственного развития
В последние десятилетия в России уделяется особое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку становится все более очевидным, что все образовательные усилия государства и семьи оказываются недостаточными, а порой и тщетными, когда речь заходит о воспитанности личности, развитии совести и ответственности за свои поступки.
Корень всех негативных процессов в развитии личности – в духовно-нравственной сфере, мотивационно-личностном становлении ребенка, ценностях его жизни, в показателях физического и психического здоровья, которые в конечном итоге сводятся к гармонии (или нарушении) его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми / сверстниками и самим собой. В отличии от духовно-нравственного воспитания (ДНВ) как целенаправленного процесса воздействия на ребенка, осуществляемого взрослыми, духовно- нравственное развитие (ДНР) это – своего рода следствие такого воздействия, того, что происходит с самим ребенком. ДНР представляет собой единство взаимообусловливающих друг друга процессов: становления (как естественного созревания, возрастания), формирования (как обретения формы, образца) и преобразования (как благодатного изменения внутреннего мира) [Cлободчиков В.И.].
Основными средствами воспитания, способствующего полноценному развитию ребенка, в том числе духовно-нравственному, является создание формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Важнейшей составной частью образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Ребенок идентифицирует себя с игрушкой, не только с ее «повадками», внешностью, но и с ее скрытой сутью, вступая с ней в личностно-смысловые отношения, в диалог.
В диаде формируется позиция ребенка с куклой (в наклонной или горизонтальной плоскости, сверху или снизу) по отношению к кукле. С традиционной куклой ребенок оказывается в иерархической наклонной плоскости, где он сверху – в позиции идеального Я , но идеальное Я может сохраниться и здесь. Ребенок, порой, склонен наделять куклу своим наличным, реальным Я со всеми недостатками и поступками, чтобы ответственность за них легла на куклу (Например, на вопрос, кто разбил чашку, ребенок с готовностью отвечает: «Это Катя», т.е. кукла или мишка наделяются негативными действиями).
Современные куклы, особенно бэби-бон, др. говорящие куклы[6] как бы «сами играют с ребенком», манипулируют им, ставя его в позицию снизу, когда несовершенное реальное Я заглушает идеальное Я ребенка [Флоренская Т.А.[7]].
Диалог ребенка с игрушкой, которую он наделяет качеством субъектности, осуществляется как с идеальным Я. Традиционная кукла-младенец или мягкая игрушка задает модель человеческих отношений в наклонной иерархической плоскости (кормить, одевать, лечить, учить и пр.), где ребенок оказывается в позиции идеального взрослого. Если антроморфизированный предмет изображает сверстника или взрослого, то качество идеального Я сохраняется и в горизонтальной плоскости. Кукла барби, «говорящая» кукла, робот-трансформер и пр. задают иную, наклонную плоскость отношений с ребенком снизу, где он оказывается в позиции «реального Я», которая продуцирует чувство собственной неполноценности, зависимости. Вертикаль отношений с духовным миром отсутствует. Отсюда трагические случаи детских самоубийств и анорексии[8] девочек как реакция несоответствия Я внешнему образу (например, барби) как образцу.
Исключительно важно поэтому определение духовно-нравственного смысла игрушки для ребенка, того, какие ценности она транслирует, способствует ли она формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам. Отсутствие этого превращает игрушку в анти- игрушку.
Символическая функция антиигрушки.
Любая игрушка наделяется ребенком определенным смысловым содержанием, не всегда совпадающим с культурным назначением и с образами взрослого. Это хорошо видно на примере предметов, превращенных ребенком в игрушки, прежде всего бытовых – ножах, стеклянных стаканах, горячих утюгах – тех, что несут опасность. Однако опасность может содержаться в самой игрушке как знаке. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. ИГРУШКА ПРОГРАММИРУЕТ особым образом поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.
Антиигрушка это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками могут выступать внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, отвечающие всем необходимым санитарным и психологическим требованиям.
Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности, этим она часто представляет собой опасность для жизни и здоровья детей, либо может причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно развитию. Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.
У российских детей наличествуют унаследованные от предков архетипические модели восприятия окружающей действительности: изображения природных ландшафтов, интерьеров домов и хозяйственной утвари, людских типажей и пр. Американские солдатики и вооружение, конструкторы Лего с игровыми картами, изображающими любую страну мира, кроме отечественной, облик человека- куклы (трансформера, человека-паука, мутантов-черепашек и т.п.), цветоформы конструкторов и пр.. – все они не дают позитивного отношения к родной стране и опыта познания собственной культуры, традиций, визуального и понятийного языка.
Современные игрушки, как правило, не соответствуют этим моделям, а иногда прямо противоречат им. Занимаясь, порой, с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своих традиций и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так, в жизни ребенка происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности, который столь характерен многим современным взрослым.
Советский художник Р. Фальк, будучи в Германии 20-х годов и видя изобилие игрушек в магазинах, дал точную характеристику этих игрушек как антиигрушек и их значения для взрослых: « здешнее общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощенного машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов[9]».
Кроме того, иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями в семье, еще в младенчестве проектируя линию разлома между отцами и детьми, дедами и внуками в силу различной культурной ориентации.
Экспертиза игрушки
Ежегодно в России распространяется десятки тысяч различных игрушек прежде всего иностранного производства, среди них есть значительная доля предметов низкого качества, наносящих прямой физический, психологический и духовный вред ребенку. Существовали неоднократные попытки проведения экспертизы игрушки, для чего вырабатывались определенные критерии. Экспертиза игрушки включают помимо медицинских и экологических требований (качество материала и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство), психо-эмоциональных (радость и удовольствие), педагогических (развитие способностей, умений) и других требований. Согласно некоторым другим критериям, игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (способствовать творчеству, сотрудничеству), культуросообразности (соответствовать культурным архетипам и традициям) и психо-терапевтичности (формировать установки на здоровье, позитивные перспективы) и др.
Кроме того, исключительно важным критерием сегодня оказывается критерий духовно-нравственного смысла игрушки для ребенка, то есть, того, какие ценности она транслирует, способствует ли она формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам.
Отсутствие критерия духовно-нравственного развития при ее оценке превращают игрушку в анти-игрушку.
Для обеспечения полноценного развития современного ребенка требуется создание духовно обновляющей и формирующей личность игровой образовательной среды с адекватной иерархией ценностей.
Необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр с игрушками и игрового детского фольклора. Традиционная игра, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку способы решения жизненных проблем в детском сообществе , приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции.
Изготовление игрушек собственными руками при участии взрослых – одно из самых перспективных направлений. Игрушки - изделия художественных промыслов, игрушки, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно- эстетического развития ребенка, формирования его личности.
Во- вторых, необходимы меры по защите психического и духовного здоровья ребенка от растлевающего воздействия игрушек и игр (в том числе и компьютерных), а также игровых сооружений.
В- третьих, необходимо объединение усилий специалистов и разработчиков по созданию современных моделей игрушек и игр (в том числе и компьютерных) в соответствии с медицинскими, психолого-педагогическими и духовно- нравственными требованиями. Для этого необходима законодательная база, обеспечивающая воплощение данных принципов в реальную жизнь всех детей России и позволит регламентировать норму об обязательном проведении экспертизы игр и игрушек для детей в целях обеспечения безопасности их жизни, охраны здоровья, нравственности, защиты ребенка от негативных социальных воздействий.
Итоги главы
Итак, ИГРУШКА:
- одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений.
- является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, частью детской игровой реальности.
- антропоморфизированная игрушка – уподобленная человеку, наделяется ребенком человеческими свойствами (сознанием, душой).
- в русской традиции кукла обладает свойством живого, являясь в языке одушевленным существительным: отвечает на вопрос «КТО?», а не «ЧТО»?
- игрушка, не отвечающая критерию позитивного духовно-нравственного смысла, по сути является антиигрушкой.
Значение игрушки:
- Для общества это – предмет культуры («зеркало культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.
- Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и лечения ребенка.
- Для ребенка:
- это – источник радости, предмет для творчества;
- психологическое орудие овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.
- духовный образ идеальной жизни, идеального мира. Кукла – образ идеального человека.
Традиционная игрушка является культурным орудием, обеспечивающим вхождение ребенка в зону вариативного развития.
[1] Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
[2] Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. М., 2006
[3] Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. М. 2007
[4] Аркин Е.А.Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935
[6] Подобные куклы, а также, например, электронные собачки, именуются сегодня интерактивными, т.е. буквально взаимодействующими с ребенком, в то время как интеракция предполагает равенство субъектов, что не возможно и для ребенка не полезно.
[7] Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии М.,1991
[8].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Игрушки и антиигрушки»
Консультация для родителей: «Игрушки и антиигрушки»...
Консультация для родителей "Игрушки и антиигрушки"
Консультация для родителей "Игрушки и антиигрушки"...
Консультация для родителей "Игрушки и антиигрушки"
Консультация "Игрушки и антиигрушки"...
Консультация для родителей "Игрушки и антиигрушки"
Презентация,рассказывающая о вреде для детей современных игрушек.АНТИИГРУШКА – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она п...
Консультация для родителей "Игрушка - антиигрушка. Как наши дети играют?"
Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение.Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительн...
Консультация для родителей: «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют?»
Консультация для родителей:«Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют?»...
Консультация для родителей "Игрушки и антиигрушки"
Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многихпоколений.Сегодня можно перефразировать известное изречение: «Скажи, какие игрушки ...