Задачи воспитания и образования детей среднего возраста
статья по теме
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задачи воспитания и обучения детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_obrazovatelnym_oblastyam.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задачи воспитания и обучения детей средней группы.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»
Общие:
- формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
- обогащать активный словарь;
- способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- содействовать развитию речевого творчества;
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- знакомить с книжной культурой, детской литературой;
- формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
В соответствии с возрастом 4 – 5 лет
- способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции поведения в игровом взаимодействии со сверстниками;
- учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
- учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
- формировать навыки правильного произношения всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
- учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога;
- формировать навыки пользования разнообразными формулами речевого этикета;
- способствовать эмоциональному реагированию на поэтические тексты, выразительному их воспроизведению;
- формировать интерес к слушанию произведений разных жанров и рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг;
- формировать навыки осмысленного восприятия содержания произведений, адекватного реагирования на события, которых не было в собственном опыте;
- сучить устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;
- знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);
- учить различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов);
- учить изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
Задачи образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Общие:
- Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
- Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В соответствии с возрастом.
Развитие игровой деятельности:
- развивать умение принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
- способствовать объединению нескольких игровых действий в единую сюжетную линию; отражению в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
- объяснять важность выполнения игровых правил в дидактических играх;
- создавать условия для разыгрывания по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
- поощрять умения имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимать участие в беседах о театре.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
- содействовать становлению умения общаться спокойно, без крика;
- формировать умения здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
- воспитывать внимательное отношение, умение делится с товарищем игрушками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
- формировать первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые;
- закреплять знание названия города, в котором живет;
- закреплять знания детей о тех местах в городе, где организуется семейный досуг.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:
-знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду и дома.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
- знакомить с элементарными правилами взаимодействия с растениями и животными.
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
- расширять знания о правилах дорожного движения;
- формировать умение различать транспортные средства: легковой, грузовой, специальный транспорт.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
- формировать умение соблюдать порядок и чистоту;
- знакомить с источниками опасности дома и в детском саду.
Развитие трудовой деятельности:
- закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в определенной последовательности;
- совершенствовать умение самостоятельно выполнять простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
- формировать способность довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
- вызывать чувство удовольствия в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
- способствовать проявлению знаний о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
- знакомить с профессией близких людей.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»
Общие.
- Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию;
- Способствовать становлению сознания, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,
- Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с возрастом.
Сенсорное развитие
- учить различать и называть основные сенсорные эталоны и осязаемые свойства предметов;
- развивать сенсорно-аналитическую деятельность – группировать предметы по сенсорным признакам;
- создавать условия для элементарной поисковой деятельности и экспериментирования.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
- способствовать запоминанию, называнию и правильному использованию деталей строительного материала.
- помогать пользоваться простыми способами конструирования: конструированию по образцу, по заданию взрослого, по замыслу.
- развивать умения анализировать созданные и будущие постройки, выполнять действия замещения недостающих строительных деталей другими.
Формирование элементарных математических представлений
- способствовать овладению элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5.
- побуждать к выделению параметров величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения.
- способствовать овладению элементарными навыками ориентировки в пространстве.
- создавать условия для использования временных ориентировок в частях суток, днях недели, временах года.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
- создавать условия для накопления представлений о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении.
- развивать умения группировать и классифицировать предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал).
- побуждать давать названия растений, животных, выделять особенности их внешнего вида, условий существования, поведения.
- направлять действия детей на установление элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями живой и неживой природы.
Задачи образовательной области «Физическое развитие».
Общие:
- Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
- Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;
- Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
- Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В соответствии с возрастом:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- создавать условия для глубокого и продолжительного сна
- создавать условия активного бодрствования
- поддерживать хороший аппетит
- создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду
- осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
- приучать к опрятности, аккуратности (замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых);
- способствовать овладению навыками поведения во время еды, умывания, учить пользоваться носовым платком, причёсываться, следить за своим внешним видом;
- вовлекать в выполнение режимных моментов, продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище;
- способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
- учить бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
- поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
- знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
- направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
Развитие физических качеств:
- учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
- поощрять проявление ловкости в челночном беге;
- закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
- учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
- учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
- учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
- учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
- привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;
- способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
- создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;
- поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
- поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое»
Общие:
- Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства:
- развивать эстетическое восприятие детей;
- формировать элементарные представления о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора);
- стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
- Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы:
- дать представление о категориях: красиво-некрасиво (весело-грустно, живое неживое, приятно-неприятно); форма и содержание (красиво-некрасиво, правда-ложь, реальность-фантазия); пространство и время (движение – покой, причина-следствие, изменение-развитие);
- развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.
- Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность):
- формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
- учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
- учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
- учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда;
- поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
- Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной др.):
- реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники;
- отражать литературный опыт в самостоятельной художественно-эстетической деятельности;
- прогнозировать возможные действия персонажей, место действия, развитие сюжета.
- Содействовать ознакомлению с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
- Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
- Содействовать воспитанию интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.
- Развивать музыкально-художественное творчество, способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворению потребности в самовыражении.
В соответствии с возрастом.
- поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.
- знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
- способствовать готовности детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
- развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
- способствовать развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
- содействовать формированию умения в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
- включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
- вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
- способствовать созданию как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации.
- содействовать экспериментированию и созданию простейших изображений красками, карандашами, а также с помощью глины, пластилина, готовых аппликативных форм.
- побуждать детей всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями.
- способствовать развитию умения проявлять эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы.
- помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п.
- развивать умение у детей изменять характер образа, добавляя части, изменяя их расположение, соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.
- содействовать ознакомлению детей с обобщёнными операциями конструирования из бумаги (сминание, скручивание, разрывание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста в логике индивидуализации образования».
Создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности является на сегодняшний день приоритетно...
Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста
Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста...
Статья «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.Поэтому мы консу...
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших....
Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»
Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»...
21/08/2023 Консультация для родителей «Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»Детям исполнилось 4 года. Они переходят в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности поя...