ответственное родительство
материал на тему
Это занятие в форме круглого стола для родителей, на котором раскрывается роль семьи в воспитании ребенка, ответственности родителей за его развитие. раскрываются стили воспитания и основные направления в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvetstvennoe_roditelstvo.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ответственное родительство
Существует множество институтов воспитания детей: детский сад, семья, школа, кружки и т.д. Какой институт является основным в воспитании ребенка? Почему?
Об этом говорит и закон «Об образовании» Статья 44
Семья – древнейший, уникальный, важнейший социальный институт, в котором происходит физическое и духовное взросление человека.
Семья создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений. Роль семьи является исходной, определяющей в формировании личности.
Ни один из других институтов общественного воспитания не может сравниться с семьей в этом отношении. Они могут лишь корректировать семейное воспитание. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Родительская любовь – одна из самых больших человеческий ценностей. Любовь к ребенку должна быть безусловной.
Как вы понимаете «безусловная любовь»? Это любовь и принятие без каких-либо условий. Не надо ставить каких-либо условий типа: «Если ты будешь хорошо себя вести, то я буду тебя любить» и др. Любви много не бывает, но она должна быть разумной (пример со стулом) Правильная разумная любовь матери и отца помогает раскрыть ребенку свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
Замечательно сказал об этом В.Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты-внук, за то, что ты-сын
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет, копирует своих родителей, подражает мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Причем копируют не только положительные моменты, действия, выражения, но и отрицательные (курит, ругается). Существует множество примеров не совсем правильного воспитания, следствием которого станут нежелательные факты. (примеры: папа обижает маму, слова девочки о том. Что когда она вырастет…) Очень заласканный и занеженный мальчик, если его не увлечь каким-то мужским делом (спортом), вряд ли сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.
Сыновьям властных матерей – семейных лидеров грозит такая же участь. В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную пассивную роль. Мальчики, лишенные общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания.
Считается, что к 3 годам характер ребенка уже сформирован, заложена определенная биологическая программа, и он «плывет» по жизни, направляемый ею, в последующие годы будет идти развитие в соответствии с этим, либо придется приложить огромные усилия, чтобы что-то поменять, чего-то достичь. Мы, родители, конечно, можем внести свои поправки, но эффективными и полезными они окажутся только в том случае, если не будут противоречить этому коду – программе, а будут следовать за ее течением. Можно дополнять, расширять ее, поддерживать, но плыть против нет ни малейшего смысла: утонут все ваши благие воспитательные намерения.
Кроме того, за 3 года ребенок получает столько-же информации, сколько ее будет в последующие годы. Упущения в развитии детей раннего возраста негативно сказываются на всей последующей жизни человека и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Вот почему так важен этот период, вот почему на вас лежит такая большая ответственность.
Родительство – это уникальный труд, где нужна самоотдача и самовоспитание. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?
А теперь подумайте, для кого это нужно для ребенка, его дальнейшей жизни или для вашего удобства?
Современная жизнь стала требовать психологической гибкости и стало очевидным, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий интеллект, а те, у которых высокая эмоциональная устойчивость, которые восприимчивы к новым условиям, и которые умеют общаться. Поэтому очень важная задача воспитания – чтобы ребенок был успешен.
Задание «Грецкий орех»
Все дети разные, у всех свой характер и свой темперамент, свои особенности. И все это необходимо учитывать в воспитании. И не надо сравнивать своего ребенка с успехами других детей. Очень хорошо развивать в себе эмпатию – умение поставить себя на место ребенка.
Еще этот тест говорит о вашей активности, вашей жизненной позиции.
«Садовник» (родители рисуют цветок, педагог проводит ассоциацию роста цветка и развития ребенка)
Психологи выделяют четыре основных стиля воспитания: авторитарный, гиперопекающий, попустительский и демократический.
№ | Стиль воспитания | Особенности стиля | Последствия |
1 | авторитарный | Самый распространенный и привычный стиль в нашей стране. Покорность и послушание – наиболее ценные качества авторитарных родителей. Множество запретов, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие стиля. Четкий контроль всех сфер жизни ребенка, требование беспрекословного подчинения. Инициатива и самостоятельность подавляются. | 1 ребенок будет таким же, как родители. Может быть агрессивен, не терпящим возражений. 2 ребенок вырастет пассивным беспомощным человеком, не имеющим собственного мнения. Возможен комплекс неполноценности. |
2 | гиперопекающий | Родители пытаются полностью оградить ребенка от всех трудностей, постоянно тревожатся о его здоровьи, выполняют все его желания. Эмоциональная близость очень сильная, чрезмерно контролируют его жизнь. Любое проявление инициативы и самостоятельности подавляется. | 1 инфантильный, беспомощный человек, не способный принимать решения. Он будет постоянно нуждаться в сильном лидере. 2 капризная истероидная личность, стремящаяся манипулировать окружающими, эгоистичная и высокомерная. |
3 | попустительский | Проблемы воспитания не являются для взрослых первостепенными, он предоставляет ребенку много свободы. Родитель считает. Что формирует у ребенка самостоятельность, а по сути, это тактика невмешательства, равнодушие. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. Нет доверия и эмоциональной связи. | 1 ребенок может вырасти самостоятельным, но эмоционально холодным, не способным строить близкие отношения с людьми, заботиться о них. 2 это будет человек «без тормозов», считающий, что ему все дозволено, не умеющий учитывать интересы и потребности окружающих. Нет ориентиров (что можно и что нельзя) |
4 | демократический | Взрослый осознает, что личность ребенка уникальна, готов уважать ее. Понимает, что есть требования, которые необходимо диктовать, а какие обсуждать. Позиция воспитания гибкая, может пойти на компромисс, учитывает мнение ребенка. У ребенка есть право на ошибку. В семье царит атмосфера сотрудничества, принятия, любви и поддержки. | Хорошо адаптированный человек, самостоятельный, инициативный, ответственный, уважающий себя и других. |
Игра «Стили воспитания»
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с детьми трех лет заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Вот несколько советов:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу;
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;
- Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
- Не оценивать ребенка (личность) отрицательно, это ранит его самолюбие, подавляет инициативу, порождает неуверенность в себе, гасят любознательность;
- В случае неудачи подбодрить ребенка, внушить уверенность, помочь;
- Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
- Не вступать в споры с ребенком , когда он упрямится, нужно помочь ему справиться с самим собой;
- Чаще давать малышу право самому выбирать, что и как он будет делать, развивайте самостоятельность;
- Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать себя на его месте;
- Обращайте внимание на эмоциональные состояния других детей и взрослых;
- В доступной форме рассказывайте ребенку, что такое хорошо и плохо;
- Любите своего ребенка за то, что он есть, говорите ему об этом, не стесняйтесь проявлять свои чувства – это основа душевного комфорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.
Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...
Ответственное родительство
План работы...
План работы по ответственному родительству
План работы с неблагополучными семьями...
Консультация для родителей в рубрику "Школа ответственного родительства" на тему : "Безопасность детей на улице"
Консультация для родителей "Безопасность детей на улице"...
Консультация для родителей в рубрику "Школа ответственного родительства" на тему : "Памятка по обучению детей безопасному поведению на дороге"
Памятка для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге....
план по ответственному родительству
ответственное родительство...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»
Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...