Консультация.Формирование у детей основ нравственности
консультация на тему

Консультация.Формирование у детей основ нравственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Формирование у детей основ нравственности».

C:\Users\User\Desktop\РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ\img4 (2).jpg

Каждая семья мечтает, чтобы их ребенок рос счастливым и здоровым, общительным и жизнерадостным. Родители искренне удивляются, услышав, что этим вопросом нужно заниматься с первых дней жизни ребенка. Главное – уяснить для себя, что семья – первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учиться мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на это крохотное существо. И очень важно, какая это семья. Веселая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. Все это небезразлично малышу. В семьях последнего типа порой бытует мнение, что баловать детей нельзя, нельзя часто их брать на руки, целовать, играть с ними, баюкать. Такие запреты помогут закалить растущий организм, подготовят его к суровым будням жизни. Но как, же ошибаются эти «мудрецы»! Доказано, что дефицит эмоционально положительных воздействий оказывает свое ущербное влияние на базисное развитие малыша, лишенного тепла родительской любви, и растет в такой семье замкнутое, настороженное, неуверенное в себе маленькое существо, со скупой улыбкой, робкими движениями, испуганным взглядом.

 Но к счастью, в большинстве семей малыш с первых дней чувствует заботу, внимание окружающих. Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на мельчайшие нюансы поведения будят у ребенка первые ответные чувства признательности, доверия, привязанности к родителям. Растет в такой семье малыш счастливым, радостным, распахнутым навстречу добру, чувствуя себя равноправным членом дружного коллектива. Для него жизненно важно быть уверенным в том, что здесь он желанен, любим, постоянно ощущать радость от совместного бытия, не чувствуя при этом особой исключительности собственной персоны среди других членов семьи. В том то и заключается мастерство родительской педагогики, чтобы не занять позицию «над ребенком», не давить на него собственным авторитетом и опытом, а искренне помочь ему, такому хрупкому, крохотному, удержаться в позиции равенства. Мудрость взрослого заключается не в том, чтобы снизойти до малыша, а именно в том, чтобы подняться до понимания «тонких истин детства», чутко улавливать и понимать каждое движение его души.

 Потребность в тесном физическом и психологическом контакте двухсторонняя. Ребенок тянется к взрослому: он для малыша - путеводная звезда. Любовь, ласка, чуткое отношение взрослых  учит этому малыша. Органически впитывает он эти светлые чувства, делает их частью собственного Я, успешно  формирует основу нравственной воспитанности.

 Конечно, велика сила примера, но детям довольно трудно самостоятельно обучиться всем тонкостям человеческих отношений – их нужно учить «азбуке чувств», учить каждодневно, ежечасно, что не так просто.

 Так с чего же начать? Живя в атмосфере тепла и уюта, малыш излучает радость, он стойко настроен на положительную волну в отношении взрослых. Опираясь на это, следует учить его нести радость окружающим не только фактом собственного существования, но и собственными поступками, действиями. Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрыми с окружающими в выражении чувств, культивируя симпатии, предлагая: «Поцелуй, бабушку!», «Обними своего мишутку!». Не следует оставлять без внимания и  такие чувства, как сопереживание, сострадание. Упал мишка – ему больно, пожалей, плачет кукла – успокой. Малыш учиться с помощью взрослых щедрости в действиях: «Угости папу», «Отдай игрушку братику» и т.д.

В силу особенностей возраста детям свойственна импульсивность, непосредственность. Вот и нужно взрослым умело направлять вспыхнувшее внезапно чувство малыша. Тянется малыш к котенку, а ему ласково предлагают: «Погладь его: он такой маленький, пушистый!»; намеревается ребенок сдернуть очки с лица бабушки, а она, придерживая чуть руку внука, напевно приговаривает: «Золотко мое, бабушку  хочет погладить!» И старается малыш быть послушным, так как видит, что своими действиями вызывает у родных радость. Ему нравятся похвалы  взрослых. Крохотное существо учиться любить окружающих, быть отзывчивым, чутким, уметь сопереживать и уважать переживания других. Эти формирующиеся гуманные чувства помогают ему расти нравственно. В связи с этим следует остерегаться одной из распространенных ошибок практике воспитания: чрезмерного внимания, обилия игрушек.

Ребенок с удовольствием обучается правилам поведения, принятым в человеческом обществе: с помощью выразительных жестов здоровается, прощается, благодарит. Поощрения взрослых наполняют его гордостью. Он готов демонстрировать свои умения по нескольку раз подряд и в полном наборе, в определенной последовательности.

Самостоятельность – одна из главных нравственных приобретений ребенка. Но она не означает устранения взрослых от воспитательного процесса – напротив, ею необходимо умно и тактично руководить, направлять в нужное русло, культивировать, закреплять. Иначе она заглохнет, исчезнет надолго, быть может, и навсегда. Ведь только в этом возрасте малышу интересны действия, связанные с самообладанием, и он активно стремится овладеть ими. В более старшем возрасте интерес к самообслуживанию угасает, и взрослым приходится прикладывать много усилий, чтобы заставить ребенка самостоятельно одеться, поесть.

Уроки добра не проходят бесследно. Ребенок учится жить в коллективе. В одних случаях этому его учат взрослые, в других – он учиться сам. Задача взрослых, понимая и правильно оценивая происходящее, быть снисходительным, великодушным, демонстрируя малышу образцы истинной доброты.

Нравственное развитие предполагает процесс начального становления личности, основывается на потребности ребенка упрочить положительный образ собственного Я. Без постоянной помощи, поддержки и доверия взрослых малышу самому не справиться с этой сложной задачей. Взрослый всегда рядом, всегда готов правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая мелочи будней в целостные уроки жизни. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности пустят глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

Консультация "Формирование самостоятельности у детей"

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»

laquo;Формирование самостоятельности удетей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»...

Консультация "Формирование наблюдательности у детей"

Консультация "Формирование наблюдательности у детей"...

Консультация"Формирование самостоятельности у детей"

Консультация "Формирование самостоятелности у детей"...

Консультация “Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”

Консультация“Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности”ВВЕДЕНИЕ «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, ко...

консультация "Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе."

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен....