Консультация "Формирование наблюдательности у детей"
консультация на тему

Иванова Анастасия Александровна

Консультация "Формирование наблюдательности у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nablyudatelnosti.docx717.08 КБ

Предварительный просмотр:


— Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.


(Из разговора Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Артур Конан Дойль «Скандал в Богемии»)


Мы живем – значит наблюдаем. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься.
Картинки по запросу ребенок с лупой картинка без фона для детей


Наблюдение в действии


Попробуйте провести такой эксперимент. Посмотрите с ребёнком какой-нибудь старый советский мультфильм. У хорошего режиссера каждый кадр продуман и насыщен необходимыми деталями, цветом, движением. С первого просмотра всё не уловить. Поэтому сначала лучше посмотреть мультфильм целиком (для общего впечатления), а второй – сознательно обращая внимания на детали. Останавливайте мультфильм, рассматривайте статичное изображение и снова двигайтесь вперёд. Ребёнок, научившись «наблюдать» в статике, научиться «считывать» информацию и в движущемся изображении. Сначала вы подсказываете ребенку, а потом он сам живо включится в игру.
Похожее изображение

После просмотра мультфильма вы можете задать ребенку простые вопросы, связанные с изобразительным рядом и звуковым фоном мультфильма (например, мультфильм 1967 года «Варежка»): Похожее изображение


1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка? 
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)? 
5. Когда звучит барабанная дробь? 
6. Как девочка стучится в дверь? 
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (рвет на себе волосы?) и т.д.


Игры и идеи для наблюдения с детьми

Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.


        1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. Проявите фантазию!Картинки по запросу незнайка картинка без фона


       2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, - даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет. 
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений. 


          3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное.


         4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте.


Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным. 
Картинки по запросу книги картинка без фона для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие для развития внимания и наблюдательности у детей от 5 до 7 лет «Найди тень у картинок»

Презентация для дошкольников от 5 до 7 лет, развитие памяти, внимательности, мышления....

Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на развитие наблюдательности у дошкольников...

Развитие наблюдательности у детей

Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают ...

СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №44 «Сосенка»    СЕМИНАР«РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&r...

Формирование наблюдательности у детей дошкольного возраста на занятиях

Дошкольное детство является периодом с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).  Это  возраст активного разви...

Памятка для родителей" Как развить наблюдательность у детей на улице"

Самый лучший урок, которому вы можете научить ребенка - умение наблюдать.     Важно сформировать у детей умение наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предв...