Консультация "Формирование наблюдательности у детей"
консультация на тему
Консультация "Формирование наблюдательности у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nablyudatelnosti.docx | 717.08 КБ |
Предварительный просмотр:
— Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
(Из разговора Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Артур Конан Дойль «Скандал в Богемии»)
Мы живем – значит наблюдаем. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься.
Наблюдение в действии
Попробуйте провести такой эксперимент. Посмотрите с ребёнком какой-нибудь старый советский мультфильм. У хорошего режиссера каждый кадр продуман и насыщен необходимыми деталями, цветом, движением. С первого просмотра всё не уловить. Поэтому сначала лучше посмотреть мультфильм целиком (для общего впечатления), а второй – сознательно обращая внимания на детали. Останавливайте мультфильм, рассматривайте статичное изображение и снова двигайтесь вперёд. Ребёнок, научившись «наблюдать» в статике, научиться «считывать» информацию и в движущемся изображении. Сначала вы подсказываете ребенку, а потом он сам живо включится в игру.
После просмотра мультфильма вы можете задать ребенку простые вопросы, связанные с изобразительным рядом и звуковым фоном мультфильма (например, мультфильм 1967 года «Варежка»):
1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка?
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)?
5. Когда звучит барабанная дробь?
6. Как девочка стучится в дверь?
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (рвет на себе волосы?) и т.д.
Игры и идеи для наблюдения с детьми
Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.
1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. Проявите фантазию!
2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, - даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное.
4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте.
Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие для развития внимания и наблюдательности у детей от 5 до 7 лет «Найди тень у картинок»
Презентация для дошкольников от 5 до 7 лет, развитие памяти, внимательности, мышления....
Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на развитие наблюдательности у дошкольников...
Развитие наблюдательности у детей
Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают ...
Опыт работы по экологическому воспитанию "Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста средствами природоведческих экскурсий"
Создать условия для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста....
СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №44 «Сосенка» СЕМИНАР«РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&r...
Формирование наблюдательности у детей дошкольного возраста на занятиях
Дошкольное детство является периодом с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Это возраст активного разви...
Памятка для родителей" Как развить наблюдательность у детей на улице"
Самый лучший урок, которому вы можете научить ребенка - умение наблюдать. Важно сформировать у детей умение наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предв...