Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании безопасного поведения детей"
консультация по теме

Ковтунова Анна Владимировна

Ребенок широко открытыми глазами смотрит на окружающий его мир вещей и людей. Этот неизвестный, загадочный мир вызывает стремление познать, почувствовать, научиться жить в нем. Пытливое отношение к действительности и познание ее происходит как путем проб и ошибок, так и с помощью окружающих его людей, вначале в тесном взаимодействии с взрослыми, а затем и со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_bezopasnogo_povedeniya_detey.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании безопасного поведения детей

Ребенок широко открытыми глазами смотрит на окружающий его мир вещей и людей. Этот неизвестный, загадочный мир вызывает стремление познать, почувствовать, научиться жить в нем. Пытливое отношение к действительности и познание ее происходит как путем проб и ошибок, так и с помощью окружающих его людей, вначале в тесном взаимодействии с взрослыми, а затем и со сверстниками.

Именно мы, взрослые: родители и педагоги, помогаем ребенку осваивать окружающее. Мы формируем у него представление о людях и их поступках; правилах - что можно, а что нельзя, что одобряется окружающими, а что порицается.

В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Самыми уязвимыми остаются маленькие дети: ежедневно на них обрушивается шквал негатива средств массовой информации, они нередко становятся жертвами пожаров, дорожно-транспортных происшествий, бытовых травм, отравлений.

Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности. Основные  правила безопасности детей дошкольного возраста:

- «Безопасность собственной жизнедеятельности» 

- «Опасные предметы»

- «Опасные ситуации дома»

- «Один дома»

- «Правила пожарной безопасности»

- «Правила поведения на воде»

- «Правила безопасного поведения на улицах»

- «Дорожные знаки и ПДД»

        Все это мы можем привить детям используя и не боясь пускать в ход самые эффективные средства воздействия, например: кино, телевидение, печатные издания, которые производят достаточно сильное впечатление («Кошкин дом», «Пожар», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», С.Михалков «Дядя стёпа», «Мой приятель светофор», «Приключения Болека и Лёлека» и т.д). Пусть уж лучше дети переживут беду в воображении и запомнят основные правила поведения в опасной ситуации.

      Формирование представлений об окружающем мире, накапливание практического опыта, будь это умение набрать нужный номер телефона или умение правильно, в положенном месте перейти улицу, все это у каждого ребенка происходит строго индивидуально. Многое определяется возрастом, полом, но на первое место все, же ставится окружение в семье.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Да, именно мы, папы и мамы, дедушки и бабушки, мы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Наш дом - оказывает огромное влияние на то, как он будет поступать в тех или иных ситуациях, сумеет ли прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде. Нашим детям присуща подвижность, непоседливость, любознательность. Они взбираются на предметы мебели, зажигают спички, сами включают электроприборы. И иногда эти эксперименты заканчиваются травмой.

Обычная и довольно частая ситуация. Детей оставили на минутку без присмотра. И вот кто-то из них случайно заглянул на кухню. Внимание малыша привлекает коробочка с красивой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку. Вспыхивает огонек, горит, подбираясь к пальцам. И вдруг начинает «кусаться». Малыш бросает спичку. Она падает на пол или постель, занавеску, портьеру и т.п. Беды тогда не миновать. Ведь температура пламени «безобидной» спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей.

В современной квартире ребенка подстерегает множество опасностей: колющие и режущие предметы, химикаты, лекарства, электроприборы. Естественно, что создать для ребенка полностью безопасную среду невозможно. Но ведь научились, же мы, взрослые, убирать от них лекарства, ножи, иголки, научились объяснять нашим малышам, почему нельзя играть опасными предметами. Так ли уж трудно выработать привычку прятать от них спички, в особенности, когда они остаются одни. А заодно выключать электроприборы.

 Много опасностей таит в себе крупный город. В частности - это рост преступности, в том числе и на сексуальной почве, где объектами нападения становятся дети. Пока защитники правопорядка изыскивают методы борьбы с этой напастью - педагоги и психологи думают, как научить его сопротивляться действиям потенциальных преступников. К сожалению, эти меры пока не продуманы, к тому же поговорить на эту тему с ребенком должен тот, кто заслуживает его доверия. Естественно, это могут быть только мама с папой. Именно их авторитет, их слова, играют основную роль для ребенка, именно им сын или дочь могут рассказать все, что с ними приключилось. Кто, как не родители, должны объяснить ребенку, что взрослые бывают хорошие и плохие, что на любые слова незнакомца нужно говорить «нет» и обязательно рассказать об этом папе и маме.

Иногда хорошее воспитание мешает детям решительно действовать в минуту опасности. Вот почему в понятие хорошего воспитания должен входить и разговор с ребенком, где родители должны объяснить, что не будут сердиться, если он начнет грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, если к нему начнет приставать незнакомец. Разговор на подобные темы необходимо вести доброжелательно. Если родители запугают ребенка агрессивным миром, то он не научится рисковать, станет воспринимать мир как агрессивное окружение и начнет все силы тратить на борьбу с ним. Так же взрослым необходимо учитывать и особенности детской психики. Объяснения лучше подкреплять понятными примерами. Родители должны быть внимательны к мелочам: небольшие перемены в поведении ребенка могут быть важными сигналами.

Специалисты по детской безопасности во многом по-разному ведут свою работу и могут расходиться в каких-то деталях. Однако большинство сходятся в одном - насколько важен для ребенка авторитет семьи, те понятия и правила, которые были усвоены от мамы и папы.

И самое главное: как бы хорошо ни работали воспитатели, милиция и общество в целом, этого мало. Основными воспитателями у детей остаются  родители. Тогда и жизнь детей будет в безопасности.

 А сейчас мы познакомим вас с некоторыми приёмами, которые мы используем в работе с детьми. Предлагаем вам поучаствовать в интерактивной игре по правилам безопасности.

В нашей игре необходимо пройти 2 уровня сложности: детский и взрослый. Итак, мы начинаем!

Задание 1. Я начинаю стихотворение, вы заканчиваете:

*  Дым столбом поднялся вдруг,

    Кто не выключил …(утюг)?

*  Стой! Нельзя идти, опасно!

    Если загорелся…(красный)

*  Жжётся печь – её не тронь,

   Потому что в ней… (огонь)

*  Дым увидел – не зевай,

    И пожарных...(вызывай)

Задание 2.  Игра «Четвёртый лишний».

1. Назовите предмет, который может стать причиной пожара:

  - Машинка, расческа, кипятильник, кастрюля.

  - Ковёр, телевизор, картина, мяч.

2. Назовите, какое животное можно встретить на наших улицах?

   - Бегемот, жираф, зебра, крокодил.

3. Какого цвета нет у светофора?

   - Красный, зелёный, синий, жёлтый.

Ведущий: Поздравляю, детский уровень успешно пройден, и мы переходим во взрослый уровень.

Задание 3. «Волшебный мешочек».

Ведущий: А сейчас перед вами появится волшебный мешочек. Догадайтесь, что находится в нём. По очереди задаём наводящие вопросы, ответить на которые я могу только «Да» или «Нет».

Например, в мешочке находятся спички: Предмет металлический? – Нет

 - Деревянный?- Да

- округлый? – Нет

- Прямоугольной формы? – Да

-Он горит? – Да

- Это коробок со спичками? – Да

Задание 4. Здесь вас ждёт блиц-опрос. Нужно быстро и по возможности правильно отвечать на вопросы.

- Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрёстка?....Жёлтый

- Что привозит пожарных к месту пожара?....Пожарная машина

- Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару?....Правой

- Предмет позволяющий потушить огонь?....Огнетушитель

- Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?....2- красный, зелёный

- Средства передвижения пожарных, использовавшееся до появления машин?....Лошадь

- Человек оказывающий помощь экстренных случаях?....Спасатель

- Всегда ли нужно пассажирам пристёгиваться ремнями безопасности?....Да, всегда

- Звук издаваемый машинами, торопящимися на вызов?....Сигнал, сирена

- Защитное средство для головы пожарного?....Каска

На этом наша интерактивная игра заканчивается. Поздравляем! Вы успешно прошли все испытания по правилам безопасности.

Желаем вам во всём удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании безопасного поведения детей

Родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам безопасности, от их личного примера  зависит, насколько прочно овладеет ребёнок основами безопасности. Очень  важно показат...

Родительское собрание на тему: "Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 - года жизни"

Данное тематическое собрание поможит родителям понять роль развивающих игр в формирование математических представлений у детей 5 - года жизни. Родители узнает основные развивающие игры для этого возра...

Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей дошкольного возраста»

Доклад для родительского собрания на тему: «Роль оригами в развитии конструктивного  мышления у детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании фонематического слуху и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

Данное мероприятие знакомит родителей  дидактическими играми, направленными на формирование фонематического слуха и зрительного восприятия...