Консультация учителя-логопеда "Если ребенок не говорит..."
консультация (младшая группа) на тему

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлен фрагмент пособия Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. "Ребенок плохо говорит? Почему Что делать?

Данный материал будет полезен родителям неговорящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebyonok_ne_govorit.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок не говорит…

      Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и

медицинском отношении группу. Не всегда удаётся сразу выявить причину,

из-за которой задерживается появление речи, но многолетний опыт показал,

что определённые педагогические приёмы могут оказаться действенными в

любом случае.

Ключевой момент предлагаемой системы - одновременное «погружение»

ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так

и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на

речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы

детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом

высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных

связей и т. п.

Поначалу предлагаются достаточно простые, так называемые

констатирующие задания (упражнения ); постепенно они усложняются и

становятся даже опережающими.

Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с

учётом не только возраста, но и интересов ребёнка. Нельзя подавлять

речевую и игровую инициативу ребёнка, необходимо учитывать его

предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

От активности ребёнка на занятиях зависит не только прогноз преодоления

речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.

Понимание речи

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш вас

понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребёнок выполнить следующие

инструкции:

■ Покажи зайчика, машину, собачку.

■ Возьми зайчика, машину, собачку.

■ Дай зайчика, машину, собачку.

■ Обними маму.

■ Пожалей бабушку.

■ Поиграй в ладушки.

■ Закрой глаза.

■ Налей в стакан воды и дай его бабушке.

■ Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.

■ Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и

дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей.. .Но

младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со

временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы

слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух,

улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться

произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого- и

результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной

речи. Ребёнок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи,

сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться.

Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его

устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются

на слово- название предмета, слово- оценку поведения других детей и своего

собственного, слово- приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта

внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами,

требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

 Направления работы

♦Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

♦Дифференциация неречевых звуков.

♦Дифференциация тихих и громких звуков.

♦Развитие умения определять направление и источник звука.

♦ Развитие умения локализовать звук в пространстве.

♦Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

♦Дифференциация звукоподражаний.

♦Развитие умения локализовать и узнавать голос.

♦Дифференциация неречевых и речевых звуков.

♦Развитие умения отличать голоса различной громкости.

♦Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

♦Развитие речевой памяти.

♦Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

 ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные

музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

 Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан,

бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом

предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте Вы играете.

 Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что

там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная

машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

 Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идёт (стучит, шумит,

капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт и т.п.

 Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите

ребёнку сделать то же.

 Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте

ребёнка слушать пластинки и кассеты для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного

опыта.

 Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на

прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы

видете.

 Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете.

Детально проговариваете то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас

оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и т.п. Такой

комментарий позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.

 ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребёнок скорее заговорил, пытаются дать ему

словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». К сожалению, у детей с

задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную

реакцию. Иногда они по подражанию начинают повторять отдельные

простые слова, но дальше этого дело не идёт. Известно, что подражание -

непременное условие овладения речью, но чтобы ребёнок сам, по

собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться

потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии

со взрослым, при желании получить что- либо, то есть когда необходимо

назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают - он

капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом

что- либо делать, всё интенсивнее прибегает к жестам.

Ни в коем случае не запрещайте ребёнку использовать жесты в общении.

Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не

знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные

методические приёмы, структурно- организованные в следующие блоки:

 Диалог

 Имитация и звукоподражание

 Стихи

 Чтение

Активное участие ребёнка возможно, если вы предложите понравившиеся

ему задания из различных блоков.

 Диалог

Основной «пусковой» момент появления речи - общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и

слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации:

каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнёр ребёнка

в диалоге -взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «

спровоцировало» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую

реакцию ребёнка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным

звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения. Пусть

первые ответы ребёнка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они

дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически

становятся стержнем высказывания. Что помогает развитию диалога?

1. Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов -диалогов,

маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним.

Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами,

превращая это занятие в маленький спектакль, серию оценок.

 Ёжик.

- Что ж ты, Ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

 Знаешь, кто мои соседи?

 Лисы, волки и медведи!

2. Вопросы

Вопросы хорошо использовать в совместной с ребёнком деятельности, в

игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках

рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предлагает всего два варианта ответа - «да» или

«нет». Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях (дома, на

прогулке и т. п.). Например:

Хочешь есть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замёрз?

Видишь машину?

Вторая серия вопросов - усложнённый вариант игры «да» - «нет».

Ребёнка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают

отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребёнок

идёт); Ты не играешь? (когда ребёнок играет) Эти вопросы активизируют

речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью

проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что

это? Кто там пришёл? Кто летит? Кто идёт? Что тут растёт?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях,

непосредственно наблюдаемых ребёнком; отображённых на плоскости

(карточках лото, фотографиях и т.д.); объёмных, представленных в динамике

(на экране телевизора, диапроектора и т. д.)

При отборе речевого материала для занятий с ребёнком следует начинать с

одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным.

Отбираются картинки с изображением знакомых ребёнку предметов.

Например, хорошо использовать карточки из картинно-предметного или

тематического лото.

Четвёртая серия - вопрос Что делает? Он ставит ребёнка перед

необходимостью использовать глаголы (идёт, спит, лежит, бежит, ползёт,

несёт, говорит...) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к

знакомым одушевлённым и неодушевлённым предметам. Например: Что

делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает самолёт?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребёнка указательных

местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут,

здесь, вон.

3. Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи

детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается

необходимостью выразить просьбу, команду. Наиболее значимые команды в

реальных жизненных ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, лови, ешь, встань,

помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации возникали

естественным образом. Напоминаем:

Отказ выполнить просьбу ребёнка, выраженную жестом, может

спровоцировать негативистические реакции - плач, крик, отказ от общения

или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа:

дай - дя, иди - ди, читай - тятяй и пр.

4. Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких

декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает

взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

Задания • «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы, которые

можно надеть на руку. Пусть куклы поговорят между собой.

• «Кормление зверей» Объясните ребёнку, что кошка любит молоко,

собака -косточки, мишка - мёд и т.п. Предложите ему накормить игрушечных

животных.

• Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и

покупателя.

 Стихи

Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических

способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные

слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает

память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.

Не огорчайтесь, если ребёнок сначала только слушает стихотворение,

проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.

Выучите стихи, которые вы хотите разучить с ребёнком, и повторяйте их на

прогулке, в транспорте, в очереди и т. д.

 Чтение

Попробуйте учить ребёнка читать. Предлагаемые ниже задания могут

выполнять даже трёхлетние дети. Единственное требование к ребёнку —

умение играть в картинно - предметное лото. В процессе обучения дети не

просто учатся читать, они пытаются произносить те слова и слоги, которые

им предлагаются для чтения. Не страшно, если слова при этом

выговариваются недостаточно чётко. Важно, что они становятся базой для

развития речи.

Можно начинать с обучения глобальному чтению. Ребёнок должен научиться

узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных

букв. Например, ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными

печатными буквами, фломастером зелёного или чёрного цвета. На оборотной

стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные

предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальнейшем, когда ребёнок

научится узнавать слова, картинки можно будет стереть. Малышу сообщают,

что написано на карточках, а затем просят: «Дай ДОМ», «ДАЙ ХЛЕБ» и т.д.

Если ребёнок не справится с этим заданием, можно разрешить перевернуть

карточку и посмотреть на картинку - подсказку. Со временем он научится

находить нужные карточки без подсказки, ориентируясь только на буквы.

Количество карточек постепенно увеличивается, слова «удлиняются»,

вводятся слова, обозначающие действия, т.е. глаголы. Задания:

• Составляйте книгу кулинарных рецептов. (Например: Салат:

картофель, морковь, лук...)

• Сделайте наклейки на банках с сыпучими продуктами.

• «В музее». Положите карточки с соответствующими названиями на

предметы мебели.

• Делайте вывески: музей, почта, библиотека, театр и т.д.

• Наклейте в альбом фотографии близких ребёнку людей, подпишите их.

Рассматривайте альбом вместе с ребёнком.

Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и

улучшает внимание, облегчает произнесение слов, приучает к более чёткому

проговариванию их.

 Фраза

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает

только слова - названия предметов Овладение языком протекает в основном в

виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребёнок научился строить

высказывание, необходимо целенаправленно, учить его словам - действиям,

которые являются каркасом высказывания. Слова - команды желательно

превращать в двух -трёхсловные предложения, присоединяя к ним

дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.

Как только речь ребёнка пополнится двух - трёхсловными предложениями,

необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных

окончаний и предлогов.

Задания

• Учите ребёнка образовывать множественное число имён

существительных, глаголов:

Стол - столы, гриб - грибы, кукла - куклы, идёт - идут и т.п.

• Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён

существительных

Нос - носик, дом - домик, сад - садик, гриб - грибок и т.п.

• Расширяйте глагольный словарь:

Входит - выходит, наливает - выливает, закрыта - открыта;

Причёсывает - причёсывается, рисует - нарисовал и т.п.

• Вводите в речь детей прилагательные:

Большой - маленький, горький - сладкий, красный - красные и т.п.

• Обратите внимание на предлоги.

Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие.

Занятия проводятся в форме игры в «Лото».

Игра сопровождается вопросами ведущего. Например: У кого ваза стоит на

столе? или У кого кошка сидит на диване? и т.п. Вначале дети дают краткий

ответ: У меня, затем - полные ответы. На первых занятиях ведущим является

взрослый, затем им может быть ребёнок.

 Дневник событий

Перед сном вспоминайте события прошедшего дня. Делайте небольшие

зарисовки того, что произошло. Рисунки могут быть примитивными,

условными. Дети, как правило, не критикуют их. Хорошо, если ребёнок сам

захочет что -нибудь изобразить. Можно вырезать и наклеивать картинки,

можно одним словом подписывать их. По мере овладения чтением подписи

усложняются. В дальнейшем ребёнок научится делать их сам. Если вы

настолько заняты, что не удаётся ежедневно посвящать дневнику несколько

минут, заполняйте его в выходные дни, во время отпуска. Стремитесь к тому,

чтобы у ребёнка были новые впечатления.

Источник.

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае трево...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."

  Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему?"

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и ...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Консультация для родителей:«Ребенок не говорит. Что делать?» Итак, вашему ребенку уже три года, а он еще не говорит. Что же делать?Прежде всего, запастись терпением.Безусловно, начина...

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит"

laquo;Если ваш ребёнок плохо говорит…».Учитель-логопед: Бочагова Е.А.Содержание:Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы логопеда.Ответы на вопросы родителей....

Консультация для родителей "Ребенок не говорит, что делать?" автор Новоселова Юлия

В последнее время я, как учитель-логопед, все чаще сталкиваюсь с "безречевыми" детьми, у которых отсутствует речь....