консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)
консультация (младшая группа) по теме
С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.
«Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух -
трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все
на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говарит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultazia_rebenok_ne_govorit.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок не говорит
(основные причины появления задержки речевого развития)
С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.
«Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух -
трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все
на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говарит. Родители часто списывают это на возраст на то, что ребёнок- мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.
«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда.
Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диaгнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.
Основные причины задержки речевого развития - повреждения нервной системы.
Гипоксия - недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Родовая травма - местное повреждение плода, вызванное механическим воз-
действием непосредственно на плод во время родов.
Причины гипоксии плода:
- пороки сердца у матери;
бронхиты, связанные с курением во время беременности;
- ранние токсикозы;
- патология пуповины;
- анемия у беременной.
В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание. В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.
Возможные причины задержки речевого развития:
- асфиксия;
-инфекция внутриyтpoбная или в первые недели жизни малыша;
- хирургические операции до 3 лет;
- переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного;
- нарушение темпов в первый год жизни;
-«затянувшаяся желтушка» ( высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);
- проблемы со слухом;
- умственная отсталость;
- черепно-мозговая травма;
- у кого-то из родственников были психические заболевания ,проблемы с речью.
Задержка речевого развития можeт наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования, а у таких детей нет стимула, чтобы начать говорить.
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, Т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации - телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.
Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображения на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?.., не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»), - это тревожные сигналы, которые должны настроить родителей.
Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Oтcутствие помощи в раннем возpacте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более успешно можно упрaвлять процессом овладения речью; когда у ребенка должны появиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период, - от 2,5 до 5 лет, т.е. когда активно устанавливается речевая функция.
Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажите ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемы на рисунках, и просите ребенка показать их.
Смотpите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.
Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначалa»,«подожди», «после», затем», «до», «в конце».
Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребенку классифици ровать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или делать нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»
Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в...
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»
К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...
консультация для родителей "Основные направления работы с детьми с задержкой психического развития"
раскрыты основные направления работы учителя-дефектолога работы с детьми с задержкой психического развития...
Консультация для родителей «Как развивать речь у детей с задержкой психического развития»
Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...
Консультация для родителей младшей группы."Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет".
Консультация для родителей. "Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет"....
Консультации для родителей на тему: « Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка».
Консультации для родителей на тему: « Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка»....