В помощь родителям
материал по теме

Зубкова Татьяна Владимировна

Рекомендации, статьи, анкетирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какую музыку слушает Ваш ребенок?

У проблемы «Какую музыку слушают современные дети?» одно из важнейших измерений — психобиологическое. Музыка способна не только отражать самые сокровенные глубины чувств и мыслей человека, но и определенным образом программировать их. Ни для кого не секрет, что прослушивание определенной музыки может оказывать воздействие на психику и физиологию взрослого человека — что уж говорить о детской психике!

При прослушивании музыки на организм человека оказывают громкость звуков, частоты звуковых колебаний и ритм. Они задают частоту пульса и биоритмы мозга, а также ритмы, в которых функционируют органы дыхания, пищеварительная и эндокринная системы. Поэтому беспокойные малыши должны слушать мелодии со спокойным ритмом - адажио, анданте. Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. А детям, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, хорошо слушать музыкальные композиции в темпе аллегро и аллегро модерато Моцарта, Шуберта, Гайдна, а также маршевую музыку.

Современная эстрадная музыка (pop, heavy metal, house, trance) в большинстве случаев вредна для здоровья детей. Многие произведения способны вызвать даже такие нарушения здоровья, как расстройство пищеварения. Отчетливый и очень громко отбиваемый ритм, особенно при такой громкости, какую обычно используют на дискотеках, может спровоцировать сердечный приступ: сердце начинает подстраиваться под навязчивую частоту, и наступает резонанс — резкое увеличение амплитуды сердечных сокращений. Продолжительное пребывание на такого рода увеселительных мероприятиях со временем приводит к снижению слуха из-за лишних децибел. Это особенно опасно для эпилептиков и людей с предрасположенностью к судорогам: задавая определенные ритмы мозга, такая музыка способна спровоцировать эпилептический припадок. Опять же, под угрозой оказываются и легковозбудимые дети, нервная система которых испытывает перегрузки от подобного воздействия, дети, у которых резко повышается внутричерепное давление.

Ни в коем случае не надевайте на малыша наушники. Наши уши по природе приспособлены к рассеянному звуку. Развивающийся мозг ребенка может получить слуховую травму в результате прямого звука.

Воспитание вкуса

Приучение ребенка к хорошей музыке — сложная задача, требующая комплексного подхода. Например, в образовательных программах по музыкальному воспитанию одной из задач является повышение культурного уровня ребенка, с помощью знакомства с классическими произведениями и умением правильно их воспринимать.
Некоторые родители полагают, что это лишний пункт в программе. Это неверное отношение. Вреда от таких занятий нет, зато есть польза. Ребенок во время прослушивания классических произведений спокоен и расслаблен, что способствует восстановлению его психики, вместе с тем продуктивному развитию воображения.

Огромную пользу приносит и хоровое пение, которое практикуется в детских образовательных учреждениях. Оно способствует эмоциональному развитию ребенка и, как любая совместная деятельность, помогает почувствовать себя членом детского коллектива, что в свою очередь стимулирует уверенность в себе и готовность к взаимовыручке.

Впрочем, если подойти к воспитанию музыкального вкуса у ребенка со всей серьезностью, то наиболее существенный вклад в культурное воспитание детей способны сделать родители. Как же именно это сделать? Специалисты считают, что можно провести аналогию с прививанием ребенку любви к чтению. Статистика показывает, что больше всего читают те дети, в доме у которых не менее 200 книг, а родители очень часто читают сами. Та же ситуация и с музыкой: коль скоро вы хотите, чтобы ребенок если не стал в этой области специалистом, то хотя бы находил удовольствие, нужно самим почаще слушать разные музыкальные произведения. Если же просто запрещать ребенку включать современную безвкусицу, не предлагая никакой альтернативы, это не найдет у него понимания, а лишь осложнит отношения в семье. Такой альтернативой и должна стать та музыка, которую вы слушаете сами.

Что послушать?

Например, нестареющая классика. В ней есть все — и смятения, и искания, и молитвы, но композиторов, которые писали спокойную, мудрую музыку, не так уж много.
Чудесен, мягок и бесконечен Гендель, Тельман. Глубок и мудр Гайдн. Его музыка оптимистична. И Моцарт, и Бетховен признавали гений Гайдна как непревзойденный до конца своих дней.

Музыка Глинки, навеянная народными мелодиями и облеченная в форму безупречной классики, очень самобытна, как гений именно русской национальной музыкальной культуры. Его музыка имела успех и у современников, и у потомков композитора.

Потом придут и Римский-Корсаков, и Даргомыжский, и признанные «детские» композиторы Чайковский и Вивальди.

В советский период эстафету подхватывают композиторы-песенники. Оперы писать не рекомендовалось, таланты реализовывались в песнях. Сколько в этой музыке глубины и силы, патриотизма, мужества и нежности. Есть потрясающие записи с концертов военных песен.

Из мирового музыкального пространства этого периода можно предложить джазовые и блюзовые исполнения американских певцов. Немного, аккуратно можно добавить и «классической» зарубежной эстрады, и советской, эпохи 1950–70-х годов.
Отдельно нужно сказать о народной музыке. Слушать ее не так полезно, как петь. Здесь все солисты. Ее поют все вместе и каждый себе. Сила выразительности тем мощнее, чем свободнее, ярче каждый певец. Богатейшие подголоски народных песен дети абсолютно похоже перенимают с маминого голоса. И воспитывать ребенка не надо, просто пойте вместе. Что касается прослушивания народной песни и сказки, то малышам можно предложить «Забавушки» в исполнении Галины Егоровой. Подпевая ей, и вы начнете овладевать пониманием народной музыки.

Приобщение ребенка к музыкальной культуре — долг его родителей. И начинать этот процесс следует с самого младенчества, постепенно знакомя отпрыска с мировым культурным наследием, от колыбельных и детских песенок переходя к симфонической, камерной и эстрадной классике.

По материалам статьи Веры Курской 
Источник: https://materinstvo.ru/art/8282 Materinstvo.ru



Предварительный просмотр:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее встречи с ней.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

         Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

         Эти, как принято их называть, специальные и основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

         Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не только проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.     Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.     Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша  нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.     Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

4.    Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.        



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСЕН.

 1.Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

 2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

 3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

 4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

 5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.

 6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.

 7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения..



Предварительный просмотр:

Великие о влиянии музыки на человека…

Платон писал: «Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».   

Ф. Стендаль: «Слушая музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».

И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».

Ч.Р. Дарвин: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалость сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону природы».

А.И. Герцен: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».

И.С. Тургенев: «Редко, что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи А.С. Пушкина до слез тронут, а от музыки часто плачу».

В.А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки…»



Предварительный просмотр:

Анкетирование для родителей воспитанников детского сада

  1. Слушает ли ваш ребенок музыку дома? ___________________
  2. Какую музыку предпочтительнее: популярную, классическую,

народную?______________________________________________

  1. Слушает ли ребенок дома песни из мультфильмов? _________
  2. Поет ли дома песни? ___________________________________
  3. Танцует ли во время пения? _____________________________
  4. Какие песни поет больше: детские или взрослые?___________

________________________________________________________

  1. Есть ли любимая песня, какая?___________________________
  2. Поет ли народные песни? _______________________________
  3. Поет ли песню на собственный мотив? ____________________
  4. Рассказывает ли ваш ребенок про композиторов? __________
  5. Исполняет ли песни и танцы, разученные в детском саду?___

________________________________________________________

  1. Слушает ли дома музыкальные сказки? __________________
  2. Любит ли ваш ребенок засыпать под музыку?_____________
  3. Меняется ли настроение ребенка, когда он слушает музыку?

________________________________________________________

  1. Поете ли вы вместе с ребенком, и в каких случаях? ________

________________________________________________________

  1. Как часто и какие культурные учреждения вы посещаете

вместе с ребенком? _______________________________________

  1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка? ____

________________________________________________________

  1. Считаете ли вы своего ребенка музыкально-одаренным? ____

________________________________________________________

  1. Каковы традиции вашей семьи? _________________________

________________________________________________________

  1. Какие кружки, секции посещает  ваш ребенок?____________

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»

В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...

Справочный материал для родителей "В помощь родителям"

Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...

Принципы отношений родителей с детьми. В помощь родителям.

Познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми. Принципы отношений родителей с детьми ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ"           Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...