«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
методическая разработка на тему

 «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Слайд 1.

Тема: «Инновационные формы  и методы работы с родителями в ДОУ»

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только сотрудничество и труд,

Нам личность в будущем дадут!» 

Слайд 2.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Однако, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Слайд 3.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Поэтому нам, педагогам, необходимо выработать новую философию взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.

Слайд 4.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения педагога.

- Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

Слайд 5.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 6.

Функции работы ДОУ с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Слайд 7.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Форма проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» и др.

Досуговые

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах и др. мероприятиях.

Познавательные

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Форма проведения общения: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей и т.д.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Форма проведения общения: информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек и т.д.

Слайд 8.

Во всей этой работе невозможно обойтись  без использования современных ИКТ.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму работы с родителями -обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Цель обобщения положительного семейного опыта - повышение активности родителей по обмену опытом семейного воспитания.

Слайд 9.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль, свою позицию, встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.

Роль педагога – сотрудника, партнера:

1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.

6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.

7.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Слайд 10.

Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог.

Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  • Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Список литературы

  1. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.
  3. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. - М.: Айрис-пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...

Презентайция к педсовету "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

  Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, в равно...

Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ

Межрегиональный семинар-практикум «Инновационные формы работы по формированию партнерских взаимоотношений с родителями», проводимый в МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 1», г. Альметьевск, выступление и презе...

"Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

презентация "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенк...

Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...

«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

На современном этапе в работе с родителями используются современные методы,которые дают возможность ближе узнать и совместно воспитывать детей,помогать выбирать необходимые вариантыв воспитаниии обуче...