консультация для родителей "Физическое развитие детей ранного возраста"
консультация (младшая группа)

Антонова Лиана Петровна

консультация "Физическое развитие детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей «Физическое развитие детей раннего возраста»

Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п.

Они требуют много сил и энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность.

В 2-3 года малыш может целый день, без остановки ходить. Бегать, играть с мячом, подпрыгивать и т. п. Не устаёт потому, что всё время меняет характер, темп движения. Организация условий для проявления движений активности маленьких непосед остаётся один из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время движения малышей служит условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений, набирает силу самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом. Ребёнок раннего возраста пытается экспериментировать, осваивая различные способы передвижения. Поэтому так важно создавать предметно – развивающую среду, где есть возможность двигаться много и разносторонне: на полу, управляя игрушками, взбираться на лесенку – стремянку, горку, упражняться в играх с различными материалами – стоя, сидя, лёжа. Пространство комнаты должно позволять и самим малышам, и вместе со взрослыми играть, прятаться.

Однако ещё можно сказать то, что двигательный опыт малышей ещё не велик, движения детей недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши ещё не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений малыша большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, обручей, кубиков, скакалок) побуждающих их к различным двигательным действиям.

Однако здоровье, физическое развитие, движение не самоцель. Всё это необходимо как основа разностороннего развития малыша. Физкультура должна стимулировать ум ребёнка, развивать его речь, творческие способности, учить общению и приносить ему радость.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности».

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их

холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно,

общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

https://pushinka.top/uploads/posts/2023-08/1692919597_pushinka-top-p-semya-kartinki-dlya-detei-doshkolnogo-vozr-35.jpg

Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального

развития. Отношение к семье, как к ценности – это проявление любви к самым близким людям.

Воспитание семейных ценностей – это, прежде всего, воспитание

семейной культуры, нравственности семейных отношений. Осознание

семьи как ценности означает, что между «Я» и «Мы» человек становится на

стороне «Мы». Культура семейных отношений означает понимание

особенностей возраста (отношение к младшим сестрам и братьям, дедушкам

и бабушкам, внимание к другому человеку, заботу о нём, доверие и

благодарность).

Ценности семейного воспитания.

1 Учите примером. Поведение, которому учиться человек на примерах

в детстве, оказывает огромное влияние на его поведение во всей остальной

жизни. У родителей есть возможность задать для детей такой курс, который

будет направлением для них во всех дальнейших стадиях развития. Дети

смогут корректировать следствия хорошего или плохого примера, опираясь

на пример, который они наблюдали у себя дома.

2 Беседуйте со своими детьми. Беседовать со своими детьми – значит

выслушивать их, давать им совет и учить их. По мере взросления детей ваши

слова становятся такими же значимыми, как и ваш пример. Нужно обсуждать

с детьми различные проблемы и помогать им. Совет, который дают ребенку,

будет наиболее действенным, если сначала выслушать ребенка,

поинтересоваться его точкой зрения, а уж потом высказывать свое мнение.

Дайте ребенку совет, который укажет ему верный путь, и дайте возможность

следовать этому совету на практике. Дети должны чувствовать, как нелегко

бывает принять решение, а иногда и то, как больно бывает ошибаться.

3 Судите справедливо. Роль родителей предполагает, чтобы вы

оценивали поступки ваших детей и при необходимости поправляли их. Дети

не только радуют родителей своими поступками, но иногда и огорчают. Не

оправдывая проступок ребенка, вы можете отреагировать с заботливой

обеспокоенностью и научить детей тому, что за конкретными действиями

следуют конкретные последствия и что они должны отвечать за свои

поступки. Помогите ребенку осознать и раскаяться в плохом поступке, а

также дайте возможность исправиться.

4 Обеспечивайте в семье положительный эмоциональный настрой. Существующий в доме эмоциональный настрой может оказать как

положительное, так и отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Задумайтесь: какая «погода» в вашем доме. Тепло ли и уютно в нем,

безопасно или в доме слишком много молний и грома, холода? Наиболее

эффективно воспитание и обучение ребенка при обстоятельствах, полных

любви, мира и уважения. Когда у вас хорошее душевное самочувствие, тогда

и климат взаимоотношений мирный.

5 Делитесь своими мыслями и чувствами. Дети имеют потребность

делиться своими переживаниями, чувствами. Но для того, чтобы дети

доверяли вам и были с вами искренними, вы должны дать им частичку себя

самого. Вы можете поделиться причинами, по которым делаете то, что

делаете. Ваши дети когда-то будут родителями. Помогите им понять, почему

вы принимаете то или иное решение, поступаете так, а не иначе и какие

чувства при этом испытываете.

    Рассказывайте о ваших целях, касающихся их и вашей семьи. Если дети

будут знать эти цели, им легче будет понять ваши намерения и правильно

истолковывать ваши действия.

    Рассказывайте детям о случаях из вашей жизни, историю своей жизни.

Делитесь своими воспоминаниями о том, чем вам приходилось заниматься, о

друзьях, об интересных событиях и переживаниях.

    Если вы будете откровенны с детьми, вы будете укреплять чувства

единения семьи, воспитывать в детях умение общаться, и поможете детям

видеть связь между тем, как вы поступаете, и тем, что вы говорите.

https://sun9-59.userapi.com/impg/8tjsn4G0audTgoMsNLkeKMQSZbIMFSq4lEg15w/PVv4-_VKNE0.jpg?size=1200x967&quality=95&sign=963970a1455ac6180a81d0a4fbe5a509&c_uniq_tag=zidLccVx8paUukvbtDoNb0dVrdW8Xd5LyTDtM-QmvXc&type=album

E:\fz5LmnOGotA.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Познавательное развитие детей раннего возраста»

Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Как мама может помочь своему малышу обогатить эти знания и направить его познавательное развитие в нужное русло?

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребёнка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребёнка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

- формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребёнка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребёнка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребёнок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребёнок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.

В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребёнка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница»«Я – самолёт»«Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.

Познавательная деятельность ребёнка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?»«Это грузовик?»«А зачем?»«Кто это?»«Что это?»).

Предметная деятельность (третий год жизни)

Задачи:

- проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.

- учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;

- развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;

- поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;

- собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

- составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр., разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;

- закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;

-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.

Сенсорное развитие

Задачи:

- учить различать четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);

- развивать действия по использованию сенсорных эталонов;

- уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;

- различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);

- пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

- собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;

- группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик»«крыша»«огурчик»«яичко» и т. д.).

Знакомство с окружающим миром

Задачи:

- развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);

- знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);

- продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.

Окружающий мир включает в себя знания:

- о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос, его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);

- деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);

- предметах, действиях с ними и их назначения (предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);

- живой природе: растительный мир (деревья, травы, цветы, овощи, фрукты, животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь, их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, птицы (воробей, ворона, голубь и т. д.);

- неживой природе: о воде в быту (льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

- явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья, погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).

Конструирование

Задачи:

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:

- приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.

Конструирование из бумаги:

- показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);

- составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);

- использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.

Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)

- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);

- лото, домино;

- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);

- картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);

- иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;

- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;

- мелкая и крупная геометрическая мозаика;

- предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;

- матрешки трех- и четырехсоставные;

- сборно – разборные игрушки;

- напольная пирамидка (из 6-7 элементов);

- пособия на липучках;

- материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);

- наборы разрезных картинок (2-4 части);

-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;

- коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;

-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);

- емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);

- ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;

- набор шумовых коробочек;

«Чудесные мешочки»;

- игры для интеллектуального и сенсорного развития;

- парные картинки;

- серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;

- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;

-инструменты домашнего мастера;

- игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);

«Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка, назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;

- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);

- мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);

- фланелеграф;

Виды и содержание деятельности детей.

Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.

Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.

Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.

Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.

Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.

Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию«Курочка и цыплята»«Огоньки ночью»«Листочки деревьев»«Апельсин»«Одуванчик и жук на лугу»«Елочки и грибочки»«Гуси с гусятами».

Дидактические игры по ФЭМП«Размещение вкладышей по форме и величине»«Сделаем бусы для куклы»«Нанизывание больших и маленьких бусин»«Нанизывание бусин разной формы».

Театрализованные игры –ситуации«Солнечные зайчики»«Карусели».

Центр воды и песка

-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п., различные формочки, пипетки для окрашивания воды);

- набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы –орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.

Игры –опыты с водой«Узнаем какая вода»«Налей и отмерь»«Игра с мыльной пеной»«Тонет или плавает».

Игра –ситуация«Плывут кораблики».

Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками

Для детского экспериментирования подойдет все, что находится под рукой.

- камни, земля, глина, снег;

- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;

- стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;

- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;

- формочки для изготовления цветных льдинок;

-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);

- трубочки для продувания, просовывания;

- волшебный мешочек;

- мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.

Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).

Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.

Центр природы

- дидактическая кукла с набором одежды по временам года;

- оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);

- коллекции камней, ракушек, семян;

- игротека экологических развивающих игр;

- библиотека познавательной природоведческой литературы;

- картины – пейзажи по времени года;

- муляжи овощей и фруктов;

- календарь природы (погоды);

- материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);

- иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;

- иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;

- иллюстрации зверей (домашних и диких, птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;

- наглядно – дидактические пособия «Времена года»«Родная природа»«В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц, серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».

Дидактические игры«Что растет на огороде»«Овощной магазин»«Кто за елкой?»«Найди что покажу»«Найди что назову»«Угадай, что в руке»«Найди, о чем расскажу»«Чьи детки»«Угадай что съел».

Игры –ситуации«На нашем дворе»«Солнышко встает»«Цветочная полянка»«Вот поезд наш едет»«Капают сосульки».

Игры –инсценировки«Что растет на грядке»«Листики в садочке».

Таким образом, чем активнее ребёнок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....